Проблема с яйцами в Казахстане повторяется из года в год: продукт дорожает осенью, местами складывается дефицит, фабрики жалуются на убытки. Кто виноват и что делать? Уже в ближайшее время Правительство собирается отменить регулирование на социально значимые продукты питания, куда входят и яйца. Редакция Agroqogam.kz записала участников рынка и попыталась выяснить, почему ежегодно растёт стоимость, когда исчезнет дефицит и какой станет цена на продукт первой необходимости после отмены регулирования.
Из разных регионов Казахстана почти всю осень приходили новости чуть ли не времен позднего СССР: то продукта нет, то его отпускают по штуки в руки. К примеру, не так давно в Кызылорде заявили, что в ряде социальных магазинов продавец будет отдавать по 10 яиц одному покупателю. Такие правила торговли установили, чтобы предотвратить спекуляцию.
Представители отрасли в один голос заявляют: трудности есть, но дело не в росте цен.
По словам председателя Ассоциации яичных производителей Казахстана Максима Божко, проблемы возникают из года в год, и она больше имиджевая.
«Каждый год все начинают жаловаться, что яйца дорожают. На самом деле, они не дорожают. Цены растут относительно низкой летней цены, когда спрос значительно снижается, а цена падает, — говорит Максим Божко. — До конца лета многие фабрики в этом году работали в убыток. В теплый период яйца продавались дешевле, чем в 2021. Это парадокс. Потому что себестоимость производства продукта выросла примерно на 25% за этот год из-за того, что пшеница дорожала в два раза. Если год назад летом она стоила 90 тыс. тенге, в июле 2022 года — 180 тыс. В прошлом году оптовая цена на яйцо была где-то от 35 до 40 тенге за штуку, в начале года эта же цена была от 30 до 35, а в июне-июле месяце мы продавали за 20-25 тенге в опт», — говорит Максим Божко.
По его словам, все птицефабрики Казахстана в первые полгода, с января по июль месяц, отработали в убыток.
«Нам помогло летом удержаться на плаву только то, что Минсельхоз вернул субсидии в размере три тенге за яйцо. Это немного компенсировало те убытки, которые мы получили, — говорит председатель Ассоциации яичных производителей РК. — В то же время, сегодня все фабрики получили запросы от агенства по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Нужно объяснять, обоснованно ли мы подняли цены, на каком основании. Сейчас будем отвечать, потом судиться полгода, как всегда. Доказывать, что у нас нет сговора, мы не монополисты, ситуация временная. Формирование цены происходит рыночным путём. Будем полгода тратить время, чтобы оправдываться перед АЗРК. Это ежегодная проблема».
Позицию коллеги разделяет президент союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов.
«Понимаете, нас сдерживают местные исполнительные органы, акиматы, правительство, мы работаем в убыток себе. Вот сейчас в осенний период яйцо хорошо идёт, перед Новым годом, потом перед Пасхой опять нас зажимают, придерживать будут цены. Если бы социальную помощь оказали малоимущим или карточку ввели, как собираются, то конечно, будет лучше. Мы тоже не можем поднять цены, потому что если мы сделаем выше чем российские, или в Беларуси, они завтра заполонят наш рынок. А наши будут работать на склад. Вы знаете, что яйцо это скоропорт, через 20 дней он уже не годный. Поэтому вынуждены скидывать цену», — говорит Шарипов.
В то же время, учитывая сегодняшние реалии, держаться на плаву становится все сложнее.
«Посмотрите что творится. Оборудование, вакцины, медикаменты, витамины, премиксы, минералы, все завозиться за валюту из-за пределов республики. И параллельно повышается цена на свет, газ. Сейчас железная дорога тоже прижимает. Все птицефабрики у нас частные. Кто будет себе в убыток работать?» -задается вопросом представитель союза птицеводов.
Эксперт также дал прогноз относительно цен после отмены регулирования.
«Мы сейчас продаём в пределах 49-50 тенге С1. Считаем, что это справедливая цена. А себестоимость его примерно 39-40-42. У каждой фабрики по разному. После отмены регулирования не более 50 будет, по моим прогнозам», — заключил Руслан Шарипов.
Меруерт Шакенова,
Agroqogam.kz