Дмитрий Фирсенко: «Кролиководство можно сравнить с разведением голубей – здесь надо быть энтузиастом»

«Кролики – это не только ценный мех, но и три-четыре кг диетического, легкоусвояемого мяса». Эта фраза из юмористического диалога стала в свое время расхожей, но вряд ли кто-то задумывается, чем, собственно, полезна крольчатина, и почему, к примеру, в Казахстане так мало этого мяса. Об этом корреспонденту Agroqogam.kz рассказал кроликовод Дмитрий Фирсенко.

Он занимается разведением пушнины с юности. Сначала в приоритете были чернобурки, норки, песцы. А затем его заинтересовали ушастые питомцы, появлению которых предшествовала разведка в Санкт-Петербурге. Там Дмитрий познакомился с известным российским кролиководом и одним из первых долларовых миллионеров этого «нетрадиционного» бизнеса. После чего, вдохновленный, вернулся в Казахстан. И, как говорится, понеслось.

«Мы в составе ТОО «Первая строительная компания» создали уникальную концепцию кластерной кроликофермы. На базе этой технологии объединяем ряд мелких хозяйств, даем технологию, осуществляем централизованный заказ кормов, а раньше они существовали как небольшие подсобные хозяйства. Это разработано именно нами, так сказать, авторская придумка. К частным подсобным хозяйствам слабое доверие: непонятно, как кролик выращивался, как его забили, и это тоже снижает доверие к продукту. А мы всё стандартизируем и выпускаем кроличье мясо под единым брендом. У нас в Алматы насчитывается поголовья около 25 тысяч, в Жамбылской области – 15 тысяч, также наши кластеры есть в Шымкенте, Таразе и Петропавловске. Наши фермы вытягивают в рентабельности, ни одна другая не вытянет. На рынке мы с 2008 года.

Вообще, кролиководство можно сравнить с разведением голубей – здесь надо быть энтузиастом. И я считаю, что мясо должно стоить не полторы-три тысячи за килограмм, а пять-шесть тысяч, а так не выгодно. Ведь как такового устоявшегося рынка крольчатины нет в Казахстане. Есть периодические продавцы. Поэтому у наших домохозяек нет даже технологии производства блюд из этого мяса.

Проблема кролиководства заключается в том, что технологически трудно содержать большой объем кроликов. Необходимо, чтобы не было падежа и требуется определенная территория, которая занимает очень много сил и средств. Многие ошибочно думают, что купил специальную клетку, посадил туда парочку кроликов, и они размножаются круглый год. Но не всё так просто и легко. Кро­ли­ки – очень неж­ные созда­ния. Их мясо пото­му и явля­ется дие­ти­че­ским, «чистым», что орга­низм рабо­та­ет как фильтр: если дать что-то вред­ное, то «фильтр» засо­ря­ет­ся и кролик гиб­нет. А если инфекция какая-то попадет, то пиши пропало – погибает всё стадо. Мы разводим якорные породы, которые хорошо переносят болезни. Это фландр, калифорниец, советский серый – у них мясо очень вкусное. Добиваемся, чтобы у кроликов была высокая выживаемость поголовья, и конструктивная особенность клеток как раз позволяет это делать. Они не болеют, быстро набирают вес, шесть-семь месяцев – и получаем товарного кролика. Здесь еще важна селективная работа: необходимо экспериментировать с каждой породой. Чтобы было качественное мясо и качественная шкура.

Сейчас курица выдавила всех. Но вы посмотрите, как выращивают кролика и курицу. Ее пичкают добавками, а кролик растет на природе, ест комбикорм и органически не переносит антибиотики. Поэтому у него мясо экологически чистое.

Кстати, заметили: как только занимаемся активным продвижением себя на рынке, у нас поголовья не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Весь кластер ежегодно продаёт около пяти-семи тонн крольчатины, когда идет забой, примерно на такие цифры выходим. Точечно на рынок продукцию не поставляем, у нас плановые заказы от предприятий, ресторанов, санаториев. Потому что кролик относится к скоропортящемуся продукту. Если забили кролика, заморозили – разморозили его, потеряли 800 граммов. А у нас мясо на вес золота.

Разведение кроликов возможно по разным технологиям, к примеру, раньше просто выкапывали большую яму и запускали семьи кроликов. Они там сами рыли норы, но при таком разведении не избежать падежа. Когда такое происходило, яму просто засыпали и новую рыли. Сейчас более гуманно к этому вопросу подходят. Плановой выделки и пошива шкур у нас нет. Обычно мы их сдаем на переработку. Либо же сами кролиководы выделывают изделия для дополнительного дохода. Если говорить объективно, мех кролика по качеству низкий. Но из него, кстати, делали пледы, я на себе не проверял, но говорят, они очень хорошо влияют на мужское здоровье. Раскупались они на «ура». Кстати, мех кролика не обладает стойкостью. Самая высокая стойкость меха у норки, следом идет чернобурка. В основном, ценится мясо кроликов. Приходят заказы от добывающего сектора, в частности, нефтяная компания закупает около тонны кроликов и один раз в неделю вводит в рацион рабочих. У них сразу качество стола вырастает, и здоровье персонала улучшается, соответственно. А вот под Новый год спроса на крольчатину практически нет, он всегда сбалансирован в любое время года», – поделился кроликовод.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.