Спрос в три раза превышает возможности парка: «Астык Транс» сетует на возросшие аппетиты экспортеров, в Узбекистане не успевают разгружать казахстанское зерно, а в РК из-за проблем с логистикой растут цены,
Что происходит с железнодорожными перевозками в стране? Пока одни жалуются на снижение темпов грузоперевозок, другие констатируют: перевезти годовой объём за 4 месяца, как хотят экспортеры, физически невозможно. Вместе с тем многочисленные казахстанские отраслевики вынуждены переходить на более дорогой автомобильный транспорт. Когда ждать стабилизации ситуации? Эти и другие вопросы редакция Agroqogam.kz адресовала участникам рынка.
А воз и ныне там
Как заявили в компании «Астык Транс», занимающей львиную долю жд перевозок, сегодня транспортировка осуществляются в штатном режиме.
«Понятно недовольство различных ассоциаций, поскольку есть инфраструктурные ограничения, и все заявки сразу не выполняются. Железная дорога – это сложная инфраструктура, и количество вагонов не всегда решает проблему, а даже наоборот, может усугубить ее. Так, сейчас на стыке «Сарыагаш» в движении более 10 тысяч груженых вагонов, что создает заторы и замедление движения», – говорят в компании.
Всего по сети АО «НК «КТЖ» в октябре было погружено 1,053 млн тонн зерна. Это на 26% больше, чем в октябре 2021 года.
«Однако поступило заявок только в АО «Астық Транс» в октябре на 27 115 вагоноотправок, это более 1,8 млн тонн зерна. Мы осуществили 7401 вагоноотправку, то есть спрос в 3,6 раза превышает возможности парка. Всем экспертам рынка необходимо подумать, есть ли возможность погрузить в 3,6 раза больше при нынешней инфраструктуре?
Экспортеры на всех площадках поднимали вопросы недостаточной погрузки, теперь узбекская сторона не успевает выгружать все вагоны в срок», – отмечают в компании.
Ранее мы писали, что дефицит вагонов в РК сыграл на руку казахстанским трейдерам. Из-за того, что поставки пшеницы оказались ограничены, закупочная стоимость зерна держалась на высоком на уровне. Ещё неделю назад Узбекистан покупал от 310 до 320 долларов за тонну, сегодня цена, по данным Зернового союза Казахстана, составляет 300-310 долларов.
Вагончик тронется, а груз останется?
В «Астык Транс» также отмечают, что кроме зерна, есть и другие грузопотоки, транзит. Мукомолы, представители птицеводческой отрасли и различные ассоциации давно заявляют о сложностях с перевозками внутри страны. Этот фактор влияет в том числе на цены: вроде и урожай хороший, и все предпосылки для снижения есть, но в том числе из-за проблем с транзитом цены не сдают в позициях.
«Задержки идут по поставкам. Это серьезная проблема, потому что если нет вагонов, нам приходится везти машинами. А машинами возить в два раза дороже, соответственно, это опять удорожание себестоимости. То есть вроде бы пшеница пошла по цене вниз, подсолнечника много, цена на шрот тоже пошла потихонечку вниз, а вывезти мы не можем. Например, с Восточного Казахстана надо отправить в Аркалык подсолнечный шрот, а вагонов нет. И как можно 1500 км на машинах везти? Сразу дорожает на 20-30% стоимость этого шрота.
Поставщики сами крутятся, вертятся, выбивают вагоны, но проблема есть. Никогда такого не было, чтобы настолько серьёзно не хватало вагонов, как сейчас. У нас с Алматы один вагон уже три недели едет. Застрял в Караганде, стоит и не двигается», – говорит председатель Ассоциации яичных производителей Казахстана Максим Божко.
Выход есть?
По словам транспортников, сегодня работа ведется круглосуточно. Созданы зерновые группы в регионах с участием НПП «Атамекен», представителей акимата, железнодорожников, грузоотправителей и владельцев вагонов, которые ежедневно мониторят ситуацию.
Вагоны с зерном формируются в зерновые поезда – маршрутные поезда, чтобы не ждать формирования составов и без задержек двигаться в пути.
«Что касается стабилизации, необходимо понимать, в год Казахстан экспортирует по железной дороге 7-7,5 млн тонн зерна, сейчас есть сезонный ажиотажный спрос на перевозку 1,8 млн тонн в месяц, есть желание вывезти годовой объем за 4-4,5 месяца. Это нереально.
Реально планомерно весь объем вывезти за 6-8 месяцев. В перспективе, наверное, надо подумать о его надлежащем долгосрочном хранении, чтобы не использовать вагоны, как «склад на колесах», – заключили в компании.
Напомним, ограничения на вывоз зерна и муки были сняты в РК 10 сентября 2022 года. Связано это в том числе с высоким урожаем: валовой сбор пшеницы в Казахстане превысил 15 млн тонн.
Меруерт Шакенова
Agroqogam.kz