Казахстан вводит ограничения на вывоз скота до 1 апреля 2023 года. В частности, бычков в количестве 60 тыс. голов, баранчиков в количестве 120 тыс. голов. В Мясном союзе удивлены: нужны ли РК какие либо ограничения с учётом профицита животных? Своим мнением по этому поводу поделился исполнительный директор Мясного союза Аскар Жубатыров.
«Во первых, это можно назвать маленькой победой в плане того, что государство нас услышало и не сделало глухой занавес, как раньше»- говорит Аскар Жубатыров.
На текущий момент экспортом живого скота занимаются только аккредитованные карантинные площадки на базе откорм площадок. Согласно приказу, квоты будут также доступны для фермерских хозяйств, тем самым, Минсельхоз расширяет круг экспортеров.
«Мы, как отраслевая ассоциация, не против того, что хозяйства могли сами заниматься экспортом своего поголовья, но при соблюдении действующих ветеринарных правил. Для этого необходима инфраструктура, которая зачастую отсутствует.
Если у хозяйства есть достаточно поголовья и возможности для инвестирования в инфраструктуру карантинной площадки, то почему бы и нет? Но мировая практика такова, что экспортом живого скота занимаются специализированные карантинные площадки из соображений экономики и специализации», – пояснил эксперт.
При этом экспорт животных отличается от товаров.
«Это не так, что если у вас есть в упаковке какая-то продукция, вы просто взяли документы и отправили. Живой скот необходимо держать на карантине перед отправкой, 21 день. Для этого нужны дизбарьеры, скотопрогоны, фиксаторы для забора анализа крови, отдельные площадки для сортировки и содержания», — говорит Жубатыров.
Что касается механизма распределения, лимит на одну откормочную площадку для получения квоты на вывоз бычков – не более 500 голов, на одного товаропроизводителя– не более 200 голов.
«Мы не согласны с подходом не более 500 голов на одну откормплощадку! Подход топорный и не справедливый. Потому что откормплощадка откормплощадке рознь! Есть промышленного масштаба мощностью 10-20 тыс. голов единовременно. У них и затраты соответствующие, и для них эти 500 голов как капля в море с долей от 2-5% от их мощности. В то же время для откормплощадки мощностью 1000 голов единовременного содержания, лимит по квоте составляет 50% от мощности! Поэтому это немного несправедливый подход, я считаю. Это как в притче, где каждой сестре по сережке. Одной сестре на одно ухо, другой сестре ещё на одно ухо, чтоб не было обидно!» — говорит исполнительный директор Мясного союза РК.
Всего в РК около 20 тысяч хозяйств, которые занимаются мясным скотоводством.
«Тогда надо было дать квоту хозяйствам по 3 головы!» — считает Жубатыров.
В Мясном союзе уверены: любые ограничения связывают руки бизнесу. Особенно если учесть, что Казахстан полностью закрывает потребность в сфере животноводства. Так, по итогам 2021 года в РК было забито 3 млн голов КРС, а внутренняя потребность страны — 2,7 млн -2,8 млн КРС.
«У нас наблюдается ежегодный профицит, а спрос в Узбекистане в пределах 200 тысяч голов в год. Поэтому надо подойти более скрупулезно и просчитать реальные возможности Казахстана по экспорту. Соответственно, здесь вообще встаёт вопрос о смысле введения этих квот. Почему бы не дать бизнесу продавать без ограничений?» — заключил Жубатыров.
Меруерт Шакенова,
Астана
Agroqogam.kz