Ажиотаж вокруг ожидаемого урожая, цен на зерно и последствия ограничения экспорта вышел в публичную плоскость. Громкие заявления официальных лиц звучат одни за другим. До этого пытались решить вопрос кулуарно, теперь сообща ищут выход из ситуации. Сколько же в итоге зерна готов Казахстан вывезти за границу, и смогут ли сельхозтоваропроизводители обеспечить потребности внутреннего рынка, разбиралась корреспондент Agroqogam.kz
Правительству и рынку придется очень слажено поработать
«Сезон начинается с 1сентября, мы прогнозируем, что зерна более чем достаточно для обеспечения внутреннего рынка. Под зерном подразумевается пшеница, ячмень и другие злаковые культуры, бобовые и масло семена. С 1 июля Россия сняла запрет на экспорт своей продукции, и мы уже ощущаем поставки из России пшеницы и семян подсолнечника. Этот фактор тоже сыграет роль на ценообразование в Казахстане. Вместе с тем в России прогнозируется рекордный урожай по всем культурам. При ограниченных возможностях экспорта РФ по сравнению с предыдущими годами этот объем должен будет найти выход. И скорее всего мы ожидаем, что выходом будут наши традиционные рынки: это Средняя Азия, Иран, Китай и само собой Казахстан. Поэтому так называемый российский фактор будет довлеть в течение всего предстоящего сезона. В свою очередь большой урожай и относительно ограниченные возможности экспорта будут формировать в России тоже низкие цены, и эти низкие цены будут затем коррелироваться в Казахстане. Если факторы внешние и внутренние будут влиять на наше ценообразование, то встает вопрос: насколько может внутри Казахстана упасть цена на зерно? Неконтролируемое снижение цен на казахстанскую продукцию может привести к убыточности зернопроизводства в предстоящем сезоне, это то, что мы видим.
Запасы зерна на начало сезона 1,1 миллиона тонн. Мы прогнозируем, что урожайность в этом сезоне будет на уровне 12,5 центнера либо 1,25 тонны. Внутреннее потребление Казахстана составляет 5,1 миллиона тонн пшеницы. А мы в самый худший год собираем 8-9 миллионов тонн. Это означает, что мы всегда можем обеспечить страну необходимым объемом пшеницы.
По экспорту 9 миллионов тонн, это то, что мы сможем реально продать на рынки, которые у нас есть. При таком раскладе у нас запас на первое сентября составит 2,7 миллиона тонн. Это очень большие переходящие запасы. Вопрос у кого они останутся, у сельхоз товаропроизводителей или в ресурсах АО «НК «Продкорпорация». Если у последних то, это будет большим заделом, если следующий год окажется менее урожайным.
В этом году и правительству и рынку придется очень слажено поработать таким образом, чтобы с одной стороны вывезти из страны тот объем экспортного потенциала, который необходимо вывезти, иначе он будет давить на внутренний рынок. Оставить внутри страны тот объем, который необходим для внутреннего потребления и при этом поддержать платежеспособный спрос и предельные цены.
Мы предлагаем составить баланс спроса и предложения до 1 сентября объявить экспортный потенциал по каждому виду чувствительной продукции. Мы ждем от МСХ, что эта работа будет проведена, и тогда рынок будет понимать, сколько и чего можно вывезти в течение следующего сезона. Такой сигнал от Минсельхоза рынку нужен, но при этом необходимо отказаться от ограничений экспорта, квотирования, лицензирования, потому что нужно сохранять платежеспособный спрос», — отметил председатель Зернового союза Нурлан Оспанов.
Китай готов покупать по хорошим рыночным ценам
«Мы приблизительно видим, что традиционные рынки сужаются, альтернативные рынки пока не открываются. Иран замещается российским ячменем. Азовско-Черноморский бассейн в связи с возможным открытием экспорта в Украине, сложной логистикой, а также квотированием Черноморских портов тоже будет очень конкурентным рынком. Традиционные наши партнеры не совсем видят в нас предсказуемых игроков, поэтому ищут альтернативные пути поставки, перспективный рынок сейчас Китай. Мы нашли беспроигрышную технологию, которая позволяет всем игрокам и участникам этого рынка достаточно эффективно отработать новое направление. Есть ряд грузоотправителей, которые готовы отправлять на Китай. В случае если китайская сторона не принимает вагоны, то грузоотправитель готов за свой счет отвезти их на станцию назначения. Пока существует запрет на транспортировку зерновозов в этом направлении, возможность есть транспортировать в контейнерах. Я думаю, что открытие Китая позволит установить определенный баланс цен на рынке. Как мы знаем, если мы открываем новые рынки, то получаем достаточно конкурентные цены. А Китай готов покупать и по хорошим рыночным ценам и в хороших объемах», — считает руководитель Комитета транспортной логистики Зернового союза Санжар Елеубаев.
Мы можем уйти в пике, из которого очень сложно будет выбраться
«Мы сейчас приступили к уборке озимых, сбываются наши негативные ожидания по поводу себестоимости уборочной компании. Услуги элеваторов существенно подорожали, услуги транспортной логистики внутри страны тоже подорожали, больше чем мы ожидали. Хочу обратить внимание, участников рынка и нашего правительства — мы ожидаем существенный рост себестоимости и в следующем году. Минимум 20-30 процентов, это рост в долларовом эквиваленте. Не говоря уже о рисках связанных со стабильностью национальной валюты. Нехорошие ожидания, мы видим и по субсидированию. Если в ближайшие годы мы никак не исправим ситуацию и будем ее усугублять, ограничивая экспорт, все это приведет к тому, что мы увидим существенный отток инвестиций и падение интереса к сельхозтоваропроизводству и растениеводству в целом. И мы можем уйти в пике, из которого очень сложно будет выбраться», — уверен руководитель комитета производства Зернового союза Талгат Алдажаров.
Ксения Кожабаева
Agroqogam.kz