Талгат Жайсанбаев о спортивном коневодстве: «Мало достижений и много проблем»

Президент республиканской палаты по заводским породам лошадей Талгат Жайсанбаев ежедневно сталкивается с лошадиными дозами проблем. За двадцать с лишним лет работы в этой сфере он пришел к выводу, что конная отрасль совершенно отстала: слабая ветеринария, работа по селекции, не отлажены рыночные механизмы в коневодстве, но главная проблема нет ни одного ипподрома, который бы соответствовал международным стандартам.

Практика последних лет сложилась такая, что животноводство в Казахстане рассматривает всё поголовье в качестве продуктов питания и поэтому в приоритете мясное (продуктивное) животноводство. Заводские же породы лошадей не вписываются в эти шаблоны, так как селектируются по другим признакам – по работоспособности, т.е. по результатам, которые лошадь показала на ипподроме или спортивной арене.

Коллегам животноводам Талгат объясняет что, спортивное коневодство тоже нуждается в поддержке как и другие секторы аграрной промышленности, но они к его словам относятся скептически и считают, что  по мясоотдаче такие лошади не имеют никакой ценности. Несмотря на эти доводы  Жайсанбаеву есть что возразить.

«На официальной странице Британской Скаковой Ассоциации размещены финансовые факты о спортивном коневодстве. Финансовый оборот скачек в Великобритании ежегодно составляет 4,1 млрд. фунтов, налоговые отчисления составляют 300 млн. фунтов, в коневодческой отрасли страны занято 20 тыс. человек жителей села. Племенная спортивная лошадь создает вокруг себя 8-10 рабочих мест для высококлассных специалистов от селекционеров до тренера и бридеров.

Вот такая польза от коневодства. Лошади в западных странах – это досуг и спорт для людей с одной стороны, с другой стороны это рабочие места на селе, причем самые высокооплачиваемые рабочие места, а также налоги в пользу государства.

Еще несколько примеров западных стран. Во Франции более 2 млн. людей занимается конным спортом, в Германии официально выдано 1,5 млн. лицензий (разрешения) райдерам (всадникам), в Австралии, стране с населением 24 млн. человек – около 500 тыс. человек занято или связаны с коневодством. В Казахстане статистка тоже на первый взгляд оптимистичная. Казахстан по поголовью на 6 месте в мире с поголовьем почти 3,8 млн. лошадей. Но! Это статистика лошадей всех видов и направлений. Почти всё это поголовье мясное.

По моим примерным расчетам в Казахстане не более 70 000 лошадей условно породное (т.е. спортивное) и улучшенные помеси, которые хоть каким-то образом можно использовать для верховой езды. На самом деле реально спортивное поголовье у нас не больше 10-12 000 голов! И это в стране предки, которых были батырами верхом на коне!

Например, в  той же Франции – ФрансГалоп (организация наподобие конной федерации) является эксклюзивным держателем национального тотализатора с оборотом 8,9 млрд. евро в год. ФрансГалоп полностью финансирует всё коневодство страны, начиная от коннозаводства, до детского спорта и инвестирует ежегодно в отрасль 1,3 млрд. евро. Призовой фонд только гладких скачек во Франции – 122 млн. евро, при этом ими проводятся 5 000 скачек в год. Средний призовой фонд скачки 25 000 евро (почти 12 млн. тенге!). Нашим казахстанским конникам такие призовые и не снились!

Фантастические показатели коневодства не только во Франции или Англии. У меня на руках официальный ежегодный отчет Международной Федерации Скачек. Даже страны третьего мира, которые изначально правильно развивали коневодство, имеют показатели, которым можно позавидовать: африканская страна Марокко проводит 2000 скачек в год, разыгрывает в качестве призов 10 млн. евро, Панама – 1400 скачек, призовой фонд – 8,6 млн. евро, Южная Африка – 3 600 скачек, 25 млн.евро, Турция – 5 600 скачек, 71 млн.евро. В среднем в каждой скачке ими разыгрывается 7-10 тысяч евро (около 5 млн. тенге!). При этом в каждой этой стране есть ипподромы, построенные по международным стандартам.

У нас в Казахстане в спортивном коневодстве мало достижений и много проблем. Хвастаться на сегодня нечем. Хотя есть отдельные достижения. Например, наш парень Бауыржан Мырзабаев вот уже второй год подряд признается лучшим жокеем Германии. Я разговаривал с его первым тренером в Чехии, он не устает хвалить Бауыржана, говорит этот парень далеко пойдет, он очень любознательный и трудолюбивый.

У меня есть знакомый в Ирландии Джереми Эрик, у них там дефицит хороших райдеров (жокеев). Он меня всё время просит найти ему парня типа Бауыржана и отправить к нему. Наши парни очень востребованы в Польше, Чехии. Западные тренеры их любят за то, что они не спорят, делают любую работу, а главное, очень крепко сидят верхом, могут работать с любой даже самой возбудимой лошадью!

У нас в стране хорошо финансируется футбол и хоккей. Дотации на содержание футбольных команд составляет ежегодно 55 млрд. тенге. А коневодство несет потери. На сегодня происходит массовый отток молодых всадников в Европу. Там им предлагают заманчивые условия: хорошая зарплата от 1000 евро в месяц, соц.пакет, самое главное, есть возможность выступать и делать карьеру в любимой профессии.

Я смотрел показатели спортивного коневодства СССР. Так вот, в Казахстане было 12 действующих ипподромов областного уровня. Ежегодно только КазССР проводил более 3000 конных состязаний. На двух ипподромах в Алматы и Шымкенте проводилось 700 скачек для лошадей различных пород.

Неудивительно, что лошади казахстанского рождения имели высокий спрос. На жеребят выстраивались очереди со всего Союза. При этом рентабельность коннозаводства достигала 120%. Полуторники  продавались по 9-10 тысяч рублей. За лошадьми в Казахстан на аукционы приезжали покупатели из Монголии, Швеции, Финляндии, Польши, Алжира и многих других стран.

Наши лошади часто становились лучшими на всесоюзных соревнованиях. Например, легендарный жеребец кустанайской породы Заказ (Закон-Фауна) 1971 г.р. Один из лучших по работоспособности лошадей в СССР. Его резвость 2.07,5 на 2000 м (1977г.). Заказ был признан лучшим в сезоне 1976 года на всесоюзных соревнованиях, одержал победы в 5 стартах из 9. В возрасте 8 лет в 1979 г. принимал участие во всесоюзных соревнованиях в г. Ростове-на-Дону. После успешной скаковой карьеры он был определён в качестве производителя в колхоз Алма-Ата.

Как я уже сказал, у нас в Казахстане в спортивном коневодстве мало достижений и много проблем. У нас не развиты все сервисы, которые должны быть от ветеринарии до кормления. Большой проблемой является отсутствие обучения коневодству как на уровне ССУЗов, так и на уровне ВУЗов. У нас в стране все коневоды самоучки. Кадры были профессиональные в этой стране, но они в силу возраста уходят (умирают). Молодежь в подавляющем большинстве безграмотная, хотя и талантливая. Все кто более-менее хорошо сидят верхом или показали хоть малейший результат, стараются уехать в Восточную Европу или на худой конец в Россию, так как не видят перспектив развития конной индустрии в этой стране.

В Казахстане нет ни одного ВУЗа или даже ССУЗа, выпускающего по специальности «коневодство». Животноводы есть, зоотехники есть, то есть это все продуктивники, а коневодов в этой стране нет. Даже в России в Тимирязевской Академии есть специальность коневодство, а у нас только мясников выпускают.

Главной же проблемой отрасли является — это то, что в Казахстане нет ни одного ипподрома, который соответствовал бы, хотя минимальным международным стандартам! Вдумайтесь сами, в стране коневодов нет ни одного ипподрома! В Нур-Султане стоит ипподром с дорожкой, построенной с нарушением  стандартов, не хватает конюшен. Он откровенно простаивает, используется только на праздники 2-3 раза в год.

Ипподром Алматы только ленивый не ругал, текущий владелец который купил его в 2015 году, хотел снести и на месте ипподрома построить многоэтажки. Когда это ему не удалось из-за того, что общественность выступила против, он начал использовать другую тактику: в текущее содержание ипподрома владелец не вкладывает ни копейки, тихо разваливает его. Таким образом, памятник архитектуры, официально старейшее спортивное сооружение страны (которому 90 лет), на глазах у местного органа власти тихо изживают и уничтожают.

Еще раз об инфраструктуре: когда-то еще лет 40 назад территория ипподрома достигала 60 и более га. Сегодня на наших глазах идет тихая ликвидация ипподрома – от него отрезают потихоньку лакомые куски: то склад, то еще что-то. Два года назад по Жансугурова поставили временно бассейн, сегодня уже там кто-то дал разрешение, и строят капитальное здание. Ниже строят автомойку, расширили СТО. Так что, зря конная общественность выступала, всё равно объект таким «макаром» уничтожат. Не мытьем, так катаньем.

Имея такую инфраструктуру, которая находится на уровне каменного века, как мы хотим развивать коневодство? Наши ипподромы – худшие в СНГ. Даже у узбеков ипподром лучше. В России 4 ипподрома международного уровня, также коневодство Туркмении несравнимо с нашим. Посмотрите, даже маленькая Киргизия построила недавно в Чолпон-Ате хороший ипподром по международным стандартам!

Считаю первейшей задачей забрать в госсобственность у нерадивых владельцев эти два ипподрома в Нур-Султане и Алматы, сделать необходимую реконструкцию и запустить их по международным стандартам. На базе этих двух ипподромов необходимо создать национальные центры коневодства, где можно было бы показывать достижения коневодства Казахстана, в том числе и иностранным туристам.

Также хотел бы добавить, что в советские времена в составе МСХ существовало Управление коневодства, которое централизованно разрабатывало и контролировало всю селекционную работу и проведение испытаний на всех ипподромах и спортивных аренах. Мне кажется, надо восстановить данный орган».

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.