Фермеры зернового Айтекебийского района в прошлом году потерпели немалые убытки из-за нашествия степных антилоп. Они вытоптали сотни гектаров посевов, поели зерновые и масличные.
«У нас более 10 тысяч гектаров посевов, выращиваем пшеницу и сафлор. Сайгаки под осень вытоптали почти 600 гектаров из них, с каждого мы могли собрать, минимум, 3 центнера зерновых. Конечно, это убытки! — говорит замдиректора ТОО «Енбек» Роман Жавнерко. – Мы этих сайгаков как только не отгоняли, нанимали объездчиков, гоняли на мотоциклах — бесполезно, они убегают с одной стороны, заходят с другой. Пострадали не только мы, но и другие хозяйства. Сайгаки вытаптывают посеянное, поедают и пшеницу, и масличные. Сейчас степь начала желтеть – сайгаки подходят снова. Справиться с ними невозможно. В этом году их стало еще больше, вывелось еще одно поколение. Это не домашние животные, которых можно отогнать, сайгаки не боятся ничего. Надо уменьшать их поголовье».
Фермеры жалуются, что сайгаки поедают даже сафлор. Колючки у этой масличной культуры появляются только ближе к периоду вызревания – то есть к августу, в этом году из-за дождей в Актюбинской области и масличные посеяли слишком поздно.
За уменьшение поголовья степных антилоп и эко-активист Александр Мандрыкин.
«Рост популяции сайгаков – естественное явление, — говорит он.- И регулировать их численность надо обязательно. В советское время поголовье сайгаков доходило до 2,5 миллиона, эту численность регулировали, и на зимовку уходило 1,2 миллиона голов. Сайга очень быстро восстанавливает поголовье. Сейчас проблема усугубляется тем, что не хватает пастбищ, на них и так усилена нагрузка, еще и сайга поедает корма. Раньше вопросом регулировки поголовья сайги и ее добычей – это лицензированная деятельность,- занимались «Охотпромхозы», в сезон создавали бригады. Мясо сайги – это деликатес, у нас закупала Франция, все было организовано. В Карабутаке, который теперь относится к Айтекебийскому району, как и в других районах, был «Охотпромхоз», убойный цех, цех утилизации и скотомогильник. Система была отлаженная, она действовала до 90-х годов. Сайгаки и тогда были бедствием, особенно там, где выращивали просо. Они поедали метелки, приходилось выставлять охрану. Сейчас прежнюю систему надо возрождать, искать егерей с опытом работы. Сайгаки вытаптывают посевы, поедают выращенное, не дают на пастбищах пастись домашнему скоту. Поэтому нужно разумное регулирование поголовья. Для этого надо знать пути миграции сайги. В Карабутаке есть «детские сады» сайгаков, место называется Киякты, это низменность в пойме реки, где есть вода, у сайгаков там происходит окот, и туда не подъехать. Сайгаки бесподобно умные животные. Увидев человека, они могут исчезнуть тут же, так они быстро бегают. Но есть места, где они пасутся, в народе их называют «сайгадромом». В районах их знают. Раньше сайгу там отслеживали, отстреливали, причем конкретное количество. Тушу на месте укладывали, потрошили в собственной шкуре, далее мясо вызревало 10-12 дней, после чего его забирали на складирование».
Александр Мандрыкин считает, что отстреливать надо самок. Делать это желательно осенью до ухода на зимовку, когда сайга упитанная. Детенышам это ничем не грозит, они самостоятельные с первых дней. Для регулирования поголовья сайги надо знать их маршрут, поручить дело тому, кто будет заниматься промысловой добычей.
В управлении сельского хозяйства Актюбинской области говорят, что аграрии жаловались на нашествие сайги и в прошлом году. В этом, учитывая угрозу, в областном акимате собрали представителей «Охотзоопрома», «Охотинспеции», департамента полиции и хозяйствам Айтекебийского и Иргизского районов предложили отгонять сайгаков, применяя специальное шумовое оружие — не огнестрельное. Жителей об этом должны предупреждать заранее, чтобы они знали, что это отстрел. Однако в департаменте полиции сообщили: в хозяйствах от такого метода отпугивания сайги пока отказываются. Специальное оружие стоит порядка 400 тысяч тенге, фермерам оно не по карману, да и результат не гарантирован.
Екатерина Беляева,
Актюбинская область
Agroqogam.kz