Руководители мельниц Павлодарской области бьют тревогу, зерно закончилось и предприятия простаивают.
Производители убеждены, что проблему можно решить: достаточно ввести пошлину, чтобы оставаться наравне на экспортном рынке.
«Получается, государство вкладывает миллиарды, чтобы вырастить пшеницу, а ее без всяких пошлин и налогов забирают из нашей страны и пользуются иностранные государства. Так они повышают переработку и экономику своей страны, а мы сейчас сидим без пшеницы», — жалуется Жанар Серимова, директор ТОО «Жандос».
По ее словам, акимат и управление сельского хозяйства поддерживают предпринимателей, стараются помочь, но не могут, потому что тоже реально видят, что пшеницы на самом деле нет.
«С социальной стороны область сейчас защищена, есть сырье по меморандуму, есть у них мука по стабфонду. Но как быть нам? Каждый должен понять, что нам работать еще до сентября, и у нас нет сырья. Ладно, мы по социальной пшенице поработаем 5 дней в месяц, а остальные 25 дней что будет делать наше предприятие? Как мы будем оплачивать зарплату рабочим?» — задаётся вопросом производитель.
Всего на ее предприятии работают 50 человек, средняя заработная плата — 180 000 тенге, несмотря на то, что работать сейчас, по сути, не с чем, зарплату урезать не планирует. Ведь среди сотрудников есть малообеспеченные, студенты, многодетные родители, дети-сироты, которые переживают за свое будущее.
«Всех интересует, будем ли мы работать до нового урожая? Они же видят, что силоса и бункеры пустые. Всю пшеницу вывезли, зерно уходило мимо нас, мы просили остановить немного, дать нам сделать запасы. Не можем запастись необходимым сырьем уже второй год подряд», — сетует она.
Несколько мельниц региона частично прекратили деятельность, кто-то проводит ремонтные работы в надежде, что всё наладится. Сейчас предприниматели вынуждены закупать коммерческую пшеницу, но, по их словам, рынок пока не готов к таким ценам.
«Созванивались с иностранными клиентами, хочу купить коммерческую пшеницу, чтобы предприятие работало. Но моя цена получается не проходная ни на афганском, ни на узбекском рынках. Из-за того, что заходит российская мука первого сорта. Она уже здесь в Павлодаре по 150 тенге, что дешевле нашей пшеницы», — говорит Жанар Серимова.
Предприниматель считает, что местные чиновники не в силах помочь с проблемой, им попросту нечего предложить переработчикам. Они не могут заставить крестьянина продавать пшеницу дешевле, если у них есть спрос от трейдера, который приезжает и забирает ее за нал. При этом он не оплачивает налоги, а местные мукомолы работают по системе перечислений и оплачивают НДС, соответственно, у них больше затрат.
«Не понимаю, почему к нашей отрасли такое наплевательское отношение, почти забыли про нее. Мы хотим работать, нам нужна пшеница, которую я могу использовать 30 дней в месяц, чтобы мои работники получили зарплату, на мельницах работают небогатые люди. 15-20 лет назад Казахстан был мировым лидером по муке и, если мы будем экспортировать свой отечественный товар, экономка поднимется. Введите пошлину, чтобы мы могли составлять конкуренцию на международном рынке», — считает бизнесвумен.
С мнением Жанар Серимовой согласились и другие руководители крупных мукомольных предприятий.
«Сейчас сталкиваемся с тем, что неконтролируемый вывоз пшеницы раскручивает моховик инфляции. Мы три месяца предлагаем решение, оно простое: закрыть экспорт пшеницы на какое-то время, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке. Это решение приведёт к тому, что нормализуются цены. Во-первых, на сегодняшний день экспортёры афганские, узбекские, таджикские просто, как пылесос, высасывают пшеницу, а во-вторых, взвинчивают на нее цены. Ранее в области сформировалась перевалка зерна сюда заходило российское зерно, на него оформлялись документы, что оно казахстанское, и оно спокойно уходило», — рассказал Сергей Рабков, ТОО «Пахомовские мельницы».
В свою очередь, павлодарские чиновники считают, что ситуация под контролем. Ранее своим мнением о ситуации с зерном поделился заместитель акима Павлодарской области Мейрам Утешов. Чиновник заверил, что зерно в Казахстане есть, но только для хлеба и это главное, а коммерческие интересы предпринимателей – уже не проблема государства.
«Мельницы хотят купить зерно дешевле, их не устраивает цена. Мы сейчас говорим о хлебе, и для него зерно есть, а не для коммерческого интереса, когда муку будут вывозить за границу. Нашего интереса в этом нет», — заявил Мейрам Утешов.
На критику от мукомолов на этой неделе попытался ответить руководитель управления сельского хозяйства Нурболат Макашев. Он сообщил, что 28 марта состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях, где одобрили квотирование на вывоз зерна за пределы республики.
«Переработчики поднимали этот вопрос на уровне Министерства сельского хозяйства, мы вместе сформировали письмо. Сейчас на уровне министерства разрабатывается механизм, пока вопрос этот регулируется. В принципе первые шаги в этом направлении уже делают», — ответил руководитель УСХ.
По его информации, до нового урожая потребность в пшенице составляет 80 тыс. тонн. Сейчас по области в элеваторах есть 74 тыс. тонн пшеницы. Кроме того, у сельхозтоваропроизводителей есть порядка 25 тыс. тонн.
«Сейчас с продкорпорацией подписали меморандум, на доставку 4 475 тонн зерна ежемесячно, отпускная цена останется на уровне 90 тысяч тенге за тонну», — резюмировал Нурболат Макашев.
Большего сделать местные чиновники не могут, ведь вопрос может решить только Минсельхоз. Но чтобы подобная ситуация не повторилась в регионе, планируют увеличить площади посевов пшеницы на 12 тыс. га, всего она составит 649 тыс га.
Станислав Манаков,
Павлодарская область
Agroqogam.kz