Фермеры: многие думают, что АПК – это грабли и навоз

Эксперты заявляют, что каждое второе сельхозпредприятие страдает от отсутствия квалифицированных кадров. Это самая большая проблема и огромная зияющая дыра в плывущем вперёд корабле казахстанского агрохозяйства.

В животноводческих и растениеводческих сферах пустуют места механизаторов, ветврачей, зоотехников. Непрестижность сельского труда у многих отбивает желание получать аграрное образование. Будущее отрасли — студенты-аграрии поступают в вузы ради «корочки» и думают, что сельское хозяйство — это доить коров и сажать картошку. По запросу на сельскохозяйственные специальности на сайтах вакансий, спрос превышает предложения. Но дефицит специалистов не только в Казахстане. Кадровый голод в сельском хозяйстве — проблема международная.

Корреспондент Agroqogam.kz выслушал мнение фермеров по поводу того, как поднять сферу АПК на качественно новый уровень.

Сайран Буканов, агроном:

— Я был 20 лет назад в Канаде и даже там, в благополучной стране, фермер жаловался, что молодежь не хочет работать. Хотя уровень жизни и в селе, и в городе высокий, но все рвутся в крупные города. В Германии точно такая же ситуация — это мировая тенденция. Тем не менее, всегда найдется тот, кто захочет работать в сельском хозяйстве. Земля — живой организм, это работа творческая. Надо землю чувствовать, это призвание. Многие критикуют, говорят, молодежь не надо отправлять на Запад учиться, а я считаю, — надо. Оттуда они должны брать лучшее и внедрять здесь. И культ знания должен быть. Многие крестьянские хозяйства сейчас на допотопной, старой технике работают. Трактора Т-4, это же ходячие гробы, их не должно быть. Поэтому нужна новая техника, но доступная по ценам. А сейчас это очень дорого, поэтому крестьяне не могут лишний раз купить, оттого низкая производительность. На Западе, как технику покупаешь, 50% платит государство. Субсидии должны быть, это хоть часть затрат закрывает. Крестьяне тут при чем, если чиновники разворовывают?! Я бы хотел сказать в адрес министерства, что много там случайных людей. А должны быть производственники, инженеры, которые село изнутри знают. Раньше заместителем в министерстве были бывшие директора совхозов. А сейчас то юрист, то финансист, то нефтяник, который ячмень от пшеницы не может отличить. Все только кричат как на селе хорошо, какой чистый воздух, продукты натуральные, но никто сюда не рвется при этом.

Еркебулан Мамбетов, гендиректор «Мамбетов и К»:

— Надо хорошо платить и тогда будут кадры. Почему нет проблем с кадрами в финансовом секторе, нефтяном? Потому что там высокие зарплаты. Но в сельском хозяйстве одними высокими зарплатами проблему не решить. У нас специфика такая, что наши производства расположены далеко от областных центров. Здесь должны решаться вопросы на государственном уровне, а именно развитие инфраструктуры. К сожалению, у молодежи, которая готова работать в сельском хозяйстве, неправильно сформирован образ. Чаще всего в обывательском понимании многие думают, что АПК — это грабли и навоз. Но это одна из наиболее высокотехнологических отраслей экономики. Важно доносить эту информацию. Система подготовки кадров — это всегда игра в долгосрочную перспективу. К сожалению, здесь нет лучших практик, которые можно было бы оперативно внедрить и получить результат через год.

Айдарбек Ходжаназаров, гендиректор «Olzha Agro»:

— На самом деле кадровый вопрос стоит в любой сфере. Здесь надо иначе смотреть на ситуацию. Как так получилось, что у нас не то, что специалистов нет, а приходишь в село, а там людей нет, три дома. И что ты там сделаешь? Вот эти ребята, которые переезжают из сел в города. Кто их там ждет? Еще одна проблема: трудоустройство женщин на селе. Второй вопрос — это школы, надо думать, как сохранить качество образования. Поэтому эту ответственность должны брать на себя предприятия. Мы говорим о детских садах, социальных магазинах. Надо сделать так, чтобы экономически было не выгодно переезжать нашему сотруднику. И чтобы был комфорт бытовой. Кто бежит из деревень, они не попадают в пентхаусы, они перебиваются. Мы в «Olzha Agro» работаем над тем, чтобы людям создать комфорт. У человека, например, есть подворье и 5 голов скота. Я ему даю корм. Если у него будут телята — дам в два раза больше. Проблема кадрового голода в АПК носит системный характер. И бизнесу не под силу решить ее одному в масштабах всей страны. В министерстве сидят люди, далекие от того, чтобы по земле ходить. Как он может тебе объяснить что-то, если он никогда в тракторе не сидел, а если сидел, то только на выставке. В «КазАгроФинанс» посадили кредитчиков, которые кроме залогов и процентов ничего не знают. Они не видят, что за этим трактором стоят люди.

Бексултан Сандибеков, предприниматель в сфере сельского хозяйства:

— Большая проблема – нет мобильной связи. Как жить там, где нет мобильного интернета. Вода в некоторых деревнях такая, что скот ее не пьет. Я писал обращение на имя министра цифровизации, чтобы этот вопрос решили. Но до сих пор никаких сдвигов. Кормят «завтраками». Я не могу себе позволить за 120 миллионов поставить спутниковую тарелку в селе. Это должно решать государство. Все, что от меня требуется, я делаю: комфортное общежитие и так далее, но глобальные вещи, сам, в одиночку я не решаю. У меня душа болит, что молодые специалисты даже недели в селе не могут продержаться.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.