Колоссальные убытки несут казахстанские производители подсолнечного масла

Беспрецедентная ситуация сложилась на казахстанском рынке подсолнечного масла. Сегодня запасы как обработанного, так и необработанного сырья на заводах составляет около 44 тыс. тонн. Это своего рода анти-рекорд. Как реализовать продукт не в убыток ни производители, ни представители госорганов не знают.

«Сегодня нам и внешних факторов не надо, по масличке своих проблем хватает, главный из которых — квотирование семян подсолнечника и масла, которое никто не понял. Недовольны все. Фермеры просят отменить его, но на днях стал доступен документ, по которому должны были ввести хоть какие-то изменения. А по факту все осталось по-прежнему», — говорит глава Союза полеводов Виктор Асланов.

Напомним, в 2021 году в РК был получен рекордный урожай подсолнечника. По примерным подсчетам, произведено около 1 млн тонн, однако распорядиться с пользой результатами труда в Казахстане так и не смогли.

«Нам врагов не надо. Мы квотированием убили все возможности получить прибыль в этом году. С учётом рекордного урожая у нас была прекрасная возможность занять экспортную нишу. И разницы не было, чем торговать — маслом или семенами. Но госорганы побоялись, что все вывезем куда-то и останемся без масла. Причём побоялись ещё весной, когда вводились квоты. А сейчас ясно, у нас сырья хватило бы на все. И для внутреннего рынка, и для обеспечения  экспортных контрактов», — поясняет Асланов.

Введением квот на экспорт казахстанских масляных продуктов воспользовались предприимчивые соседи.

«В России, как  известно, действуют пошлины на вывоз масла. Они придумали, как их обойти. И у отдельных производителей, российских, тех, кто пользуется этой лазейкой, стало очень конкурентоспособное масло. Таким образом они заняли наши рынки», — поясняет эксперт.

В итоге сегодня казахстанцы покупают в магазинах более дешёвое российское масло, тогда как казахстанские маслоделы отказываются продавать продукт в убыток.

«Маслозаводы остались в ловушке. Они в своё время произвели масло из дорогого сырья. Все ждали, что рынок будет развиваться, во всем мире продукт дорожает. Был позитивный тренд. Закупили сырьё, по осенним ценам. Тогда подсолнечник в среднем по 250 тенге за килограмм торговался. Законтрактовались, завезли на заводы, начали давить масло, и тут случились квоты. Казалось бы, квотирование это не полный запрет. Но, во первых, это крайне нерыночный инструмент, который просто сводил на нет всю работу.

Плюс россияне придумали лазейку. Соотвественно, наши потеряли рынок, потому что они даже квоту не добирали. И у нас оставался бы экспортный рынок семян, потому что масло не востребовано. Но он закрыт. Там квоты очень сильные, 5 тыс. тонн в месяц, при среднем значении порядке 25 тыс. тонн. Теперь и семена не можем отгрузить из-за квот, и масло не можем отгрузить из-за влияния российского фактора. Все, весь этот огромный урожай у нас в стране остаётся, и вот, мы обеспечили сами себя теперь. Но людям от этого ни холодно, ни жарко», — говорит глава Союза полеводов.

В свою очередь, в Зерновом союзе РК отмечают, что на фоне снижения спроса со стороны традиционных рынков сбыта и увеличения предложения от казахстанских экспортеров масла подсолнечного, а также ожидаемого сброса казахстанскими фермерами своей продукции в феврале-марте 2022 года вполне реалистичным видится обвал внутренних цен на семена подсолнечника. Планы фермеров о продаже своей продукции по наиболее благоприятным ценам, как правило, формируемым в феврале-апреле, окажутся не реализованными.

«Полноценное финансирование предстоящей посевной кампании в таком случае может быть сорвано, что вызовет объективные претензии фермеров к эффективности мер, принятых госорганами по регулированию экспорта семян подсолнечника и масла подсолнечного в сезоне 2021/22. Некомпетентность госорганов прослеживается на всех этапах регулирования экспорта», — говорится в распространенном сообщении Зернового союза.

Между тем, о том, что госрегулирование рынка «душит» фермеров, не раз заявляли представители различных ассоциаций.

После многочисленных переговоров и встреч Союзу картофелеводов и овощеводов удалось «уговорить» государство на отмену экспорта картофеля и моркови. В то же время, по-прежнему под запретом вывоз живого скота, фермеры заявляли о миллиардных убытках и потере рынка и доверия со стороны покупателей.

«Зная бюрократию, как она работает, что-то изменить в этой ситуации очень сложно. Единственное, что может спасти — освободить рынок. Потому что мы сейчас «лежим» полностью. У нас на конец января на маслозаводах сложилось рекордные остатки масла — 44 тысячи тонн. Это в два раза больше аналогичного периода прошлого года. Понятное дело, что пока рынок забором обнесён, ничего хорошего не будет», — заключил Виктор Асланов.

Меруерт Шакенова,

Нур-Султан

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.