Экс-заместитель акима столицы, обвиняемый в хищениях по проекту «Астана LRT» Канат Султанбеков, заявил о своей непричастности к коррупционной схеме.
«По делу Астана LRT. Я не организовывал никакого ОПГ и не похищал никаких денег, связанных со строительством LRT, BRT. Я не получил ни одного тенге из этих денег. Кратко. С октября 2009 по декабрь 2014 года я работал в должности замакима Астаны. В 2016 году (через 2 года после моего ухода с акимата) деньги ЛРТ ($257 млн. долларов) акимат перевёл в «Банк Астаны», где они исчезли. Именно поэтому остановилась стройка и появились так называемые «памятники коррупции», – написал Султанбеков на своей странице в фейсбуке.
Он напомнил, что в 2012 году Правительство и Первый Президент приняли решение строить LRT совместно с компанией Alstom (Франция).
«Alstom предлагал наземный трамвай (как в европейских странах). В том же году Тасмагамбетов поручает изменить и поднять трамвай на эстакаду (как в Дубае). Все понимали, что это был имиджевый проект, который не мог себя окупить в ближайшее время из-за недостаточности пассажиропотока небольшого города. 2013 год. Первый Президент остановил проект, и аким Тасмагамбетов в целях удешевления проекта, убедил руководство страны изменить проект LRT на BRT (отдельно выделенные линии с автобусами повышенной вместительности), т.е. трамвай на эстакаде заменить на автобусные линии. 2014 год. Правительство и Первый Президент утвердили проект BRT и одобрили начало строительства. Проводятся консультации с западными специалистами, проектные работы, и заключается контракт на строительство. Осень 2014 года. Тасмагамбетова переводят в Минобороны, на его место назначают Джаксыбекова. В этот же год новый аким Астаны Джаксыбеков отправил меня к своему сыну Даурену, который потребовал приносить откаты со всех транспортных проектов, включая проект LRT. Я отказался, и пришлось уволится. Можно много еще на эту тему написать, обо всех деталях этих разговоров, с какой дотошностью и увлеченностью Даурен изучал список проектов», – утверждает беглый экс-замакима столицы.
После увольнения на его место пришел Нурали Алиев.
«Джаксыбеков убедил руководство страны обратно вернутся к проекту LRT, только уже по китайской технологии. Все что сейчас «построено», а точнее заморожено – это проект, пролоббированный Джаксыбековым и Алиевым! В этом же году в рамках визита Масимова в Китай привлекается международный займ на условиях, что LRT будут строить китайские компании. 2016 год. Китайские деньги 257 млн.долларов, предназначенные для LRT, перевели в Банк Астаны, который по непонятным причинам потом обанкротился, и стройка LRT остановилась. Куда делись эти деньги очень легко установить по банковским счетам, но этого следствие не делает», – утверждает Султанбеков.
По его словам, его и других фигурантов дела назначили «козлами отпущения» в большом обмане под названием «уголовное дело Астана LRT».
«Весь смысл подозрения сводится к тому, что хищение совершило организованное мною ОПГ путём подписания 5 марта 2014 года Сводно-сметных затрат технико-экономического обоснования проекта «Новая транспортная система города Астаны» BRT, ITS (далее ССЗ ТЭО) на начальном этапе строительства. В то время Правительство оказывало давление на акимат и требовало скорейшего подписания ССЗ ТЭО и начало строительства объекта (в деле есть много подписанных ими протоколов). Соответственно, Тасмагамбетов требовал от меня, а я требовал от других специалистов ускоренного исполнения поручений Правительства, что по мнению следствия, якобы подтверждает мою преступную деятельность. По большому счёту, невозможно подвергать сомнению какие цены будут в этих ССЗ ТЭО, так как все расчёты осуществлялись узкими специалистами с участием западных консультантов, с учётом динамики девальвации тенге (чёрный вторник 11 февраля 2014 года). Тогда ещё никто не знал где остановиться падение тенге по отношению к доллару. И специалистами, наверняка, закладывалась динамика падения курса тенге. При таких обстоятельствах я и другие специалисты, согласовав с Тасмагамбетовым, поставили свою подпись на ССЗ ТЭО проекта, что по мнению следствия, якобы доказывает преступную деятельность всех, кто подписал этот промежуточный документ. Поэтому, называя все своими именами: судят по проекту BRT «под соусом» LRT, а по проекту LRT никого не допрашивают, расследование не ведут, $257 миллионов долларов не ищут! Никто из акимов и членов Правительства вообще не допрошен. А ведь они принимали главные решения», – подчеркнул Султанбеков.
Судебный процесс по делу «Астана LRT» начался осенью 2020 года. На скамье подсудимых были семь человек, которых обвиняли в хищениях на сумму 5,8 млрд тенге.
Еще два фигуранта дела – экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления «Астана LRT» Талгат Ардан – в международном розыске. Приговор вынесли в мае 2021-го. Семерых фигурантов приговорили к тюремным срокам от 7 до 10 лет лишения свободы. Позже приговор отменили и направили дело для устранения существенных ошибок.
В настоящее время Канат Султанбеков находится в США, но его не могут экстрадировать из-за отсутствия двустороннего договора с этой страной.
Варвара Седых,
Нур-Султан