Казахстанские фермеры в преддверии посевной просят снизить цены на дизельное топливо. Сегодня литр горючего на заправках отпускают за 250 тенге, что значительно дороже ходового АИ-92.
«Литр солярки не должен стоить дороже булки хлеба. И тогда у нас будет социалка нормальная. Дизтопливо мы не только на весенне-полевые работы используем, но вся логистика на нем: фуры, переработка, сушилка. Без дизтоплива ничего не делается, поэтому сегодня кричим, что хлеб дорогой и так далее», — говорит глава крестьянского хозяйства «Ерман» Еркен Казыбаев.
Не спасает ситуацию и льготное горючее, которое сельхозтоваропроизводители получают во время посевной.
«Допустим, посевная в районе 20-25 литров на гектар расход, плюс уборка. Получается, 40-50 литров на гектар, по 200 тенге если. Это 10 тысяч на гектар только дизтоплива нужно, чтобы вырастить урожай», — приводит расчеты Казыбаев.
Недовольство среди фермеров вызывает и тот факт, что ежегодно формируют графики поставок дизельного топлива для нужд АПК на проведение посевных и уборочных работ. Правительство устанавливает текущие ставки акцизов на дизельное топливо. При оптовой реализации с июля по ноябрь — 9 300 тенге за тонну, а с декабря по июнь — 540 тенге за тонну.
По словам депутата Мажилиса Айкына Конурова, производство дизельного топлива — это технологически более простой процесс, чем изготовление бензина любой степени очистки. Поэтому и стоить оно должно меньше.
«Годовая потребность наших сельхозтоваропроизводителей по республике составляет порядка 400 тысяч тонн, и в период увеличения акциза на дизельное топливо, естественно, ведет к его удорожанию. Данные надо перепроверить, но ими заявляется о потерях порядка более 3,5 миллиарда тенге. Эти потери на стоимости дизельного топлива, соответственно, запускают инфляционные процессы, в результате по всей цепочке от поля до прилавка мы получаем негативный мультипликативный эффект и высокую конечную цену для казахстанцев. Решение — это уменьшить размер ставки акциза до уровня 540 тенге за тонну. Данная мера поможет нашим сельчанам, а также внесет свой вклад в сдерживание инфляции, стабилизации цен на продовольствие», — уверен депутат.
Отдельным блоком мажилисмен отмечает необходимость развития мини-НПЗ и стимулирование их через давальческую государственную нефть производить недорогое дизельное топливо. Это, считает он, разовьет бизнес в этой сфере и повысит конкуренцию на рынке предложения дизельного топлива.
Кунсулу Жанбырбаева,
Нур-Султан