Казахстанские фермеры сетуют на несправедливую на их взгляд ценовую политику со стороны АО «Продкорпорация». К примеру, глава крестьянского хозяйства из Акмолинской области Абай Медеубаев рассказывает, что весной государство выделило им беспроцентную помощь для посева зерна. Согласно договору, фермеры должны возвращать долг осенью, урожаем.
«Нам весной дали деньги по договору форвардного закупа из расчета 50 тыс. тенге за одну тонну. По этому договору мы в виде зерна должны вернуть долги осенью. Но в нацкомпании определили такие цены для возврата, что это очень невыгодно крестьянам. Сейчас рыночная цена за тонну зерна — 120 тыс. тенге, а они хотят, чтобы мы сдали по 107 тыс. тенге. Опять же, я у них взял всего на тысячу тонн пшеницы деньги, они меня обязывают, чтобы я три тыс. тонн вернул. Нам попросту выкручивают руки!» – возмущается Абай Медеубаев.
Не меньшее недоумение у крестьянских хозяйств вызывают условия договора, в котором, по их мнению, скрыты все подводные камни. В первую очередь, цена, по которой фермеры будут возвращать урожай, определяется осенью самой Продкорпорацией. Кроме того, долг принимается только урожаем. За возврат в деньгах — штраф 20%.
«Мы брали помощь на сумму 187,5 млн тенге, делим на 107 тыс. тенге – это цена, которую они утвердили. Получается, мы 1752 тонны должны сдать. Но по условиям договора было прописано, что мы должны в общем сдать более 3 тыс. тонн, то есть они сверху ещё 1750 тонн спрашивают. Они же обдирают нас! Если мы не погасим полностью, с нас они ещё 20% штрафа возьмут. И они не писали цены, цены они сами определяют решением уполномоченного органа. Мы бы возвратили 1800 тонн, но дополнительно они ещё 1750 тонн требуют. Получается, вдвойне с нас сдирают!» – говорит бухгалтер ТОО «Агрофирма Жер888» Ляззат Киикова.
В АО НК Продкорпорация, в свою очередь, рассказали, что цены за зерно установили в сентябре, проанализировав весь рынок.
«Мы 3 сентября установили цену, взяли, по какой стоимости на экспорт уходит, по чем покупают мукомолы, на мировых рынках и вывели средние показатели. Они полностью покрывают затраты, а фермеры просто хотят дополнительную маржу получить. В дальнейшем все зерно пойдёт только на внутренний рынок для стабилизации цен на хлеб, муку, макароны и так далее. То есть коммерческой торговлей мы не занимаемся. Мы не можем по высокой цене покупать у фермеров и по дешёвой отдавать мукомолам», – парировал директор департамента закупа и реализации сельхозпродукции АО НК «Продкорпорация» Рустам Жанатаев.
Меруерт Шакенова,
Нур-Султан