Население маленького населенного пункта в СКО, ликвидация которого было делом ближайшей перспективы, за несколько лет выросло больше чем в 2 раза.
Посёлок Сулышок, что в районе Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области, сегодня один из перспективных населённых пунктов региона. Показатель тому – положительное сальдо миграции и естественный демографический рост, что для СКО большая редкость. Только каких-то 5 лет назад вопрос о перспективах не стоял вообще. Только о выживании. Население на тот момент сократилось до 70 человек, и местные власти задумались о закрытии сельской школы из-за нехватки детей. Такое решение имело, скорее всего, единственное последствие – вслед за образовательным учреждением перестал бы существовать и сам Сулышок.
Такое положение дел взволновало местного жителя Кайрата Жанибекова. Фермер много лет занимается растениеводством и животноводством. В наличии у Кайрата всего 1,7 тыс. га посевных площадей и 100 маточных голов скота симментальской породы. Не самое большое хозяйство. Но, имея в арсенале даже такие сравнительно скромные ресурсы, предприниматель рискнул взяться за амбициозный проект спасения малой родины.
«Когда в стране пошел развал, процентов 60 местных жителей просто разъехались. До поры до времени всё это было незаметно. Но потом внезапно пришла новость о закрытии школы. Тогда я позвонил в районный маслихат, чтобы узнать подробности о программе переселения из трудоизбыточных регионов. Увидел в переселенцах спасение школы и села. И через центр занятости вышел на семью, в которой, на тот момент, было семеро детей», — рассказывает Кайрат Жанибеков.
Эту семью Кайрат Жанибеков перевёз в Сулышок, предоставил им дом и скотину. Для участников программы быстро нашлась работа в селе, а дети пополнили ряды местных школьников. Дальше сработал эффект «сарафанного радио». Узнав, что есть посёлок, где переселенцам оказывают реальную помощь, туда один за другим потянулись семьи. И, как правило, многодетные. В итоге, с 76 человек население выросло на сегодня до 235 человек.
Фермер начал строить новые дома для участников программы, потом к процессу подключился и районный акимат. Сейчас в местной школе обучаются 76 ребят, вместе с миницентром детей насчитывается больше 100. То есть вопрос о закрытии образовательного учреждения больше на повестке дня не стоит. Примечательно, что в это же время, в центральной усадьбе сельского округа – посёлке Успенка, собираются закрывать школу как раз из-за того, что нет учеников.
«Школа в Сулушке осталась, значит остались рабочие места для бюджетников. Часть переселенцев работают на ферме. В основном, сначала приезжали учителя, которые теперь и работают в школе. Сейчас едут уже работники в сфере сельского хозяйства: доярки, скотники. Ожидаем еще и ветеринара, тракториста», — отмечает Кайрат Жанибеков.
Конечно, без проблем не обходится. Далеко не все переселенцы приезжают на север с искренним желанием закрепиться на новом месте и пустить там корни. Кем-то движет совершенно другая мотивация. И её плодят именно пробелы, имевшиеся в самой программе переселения.
«Многие едут и думают, что их ждёт всё готовенькое. Мы-то, конечно, со своей стороны помогаем. Но я уже за все эти годы научился видеть, кто с какими мыслями приехал. Кто действительно готов здесь жить и работать, а кто просто за подъёмными. А у нас такие случаи были. Дали многодетной семье дом, помогали во всём, но потом внезапно они решили уехать обратно. Я не понимаю, как так можно. Человек же и помощь от государства получил. Если сейчас 5 лет основательно нужно прожить, чтобы не возвращать подъёмные, тогда было всего полгода. И некоторые этим пользовались», — говорит фермер.
Такая же ситуация и по невозвратным грантам, ради которых кто-то тоже готов потерпеть немного северные морозы, но получив деньги, они едут обратно.
В целом, считает Кайрат Жанибеков, переселенцев стоит приглашать в первую очередь в сёла, где есть школа, чтобы реальный потенциал программы действительно проявился полностью.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz