После вступившего в силу решения суда частный судоисполнитель не может взыскать долг уже почти полтора года.
Деньги директор ТОО «MOLBAL» Марат Дайрабаев – сын главы Союза фермеров Казахстана Жигули Дайрабаева — задолжал жителю Шу Сабиту Саудабаеву (на снимке). По словам последнего, летом 2018 года он намеревался купить у бизнесмена 500 тонн пшеницы, для чего путем 100-процетной предоплатой выплатил 22,5 млн тенге, об этом Марат Жигулиевич собственноручно написал ему расписку.
Часть пшеницы Сабит Саудабаев все же получил, но не всю.
— Это тянется уже несколько лет, — рассказывает Сабит Саудабаев. — Мы не раз созванивались, потом он перестал отвечать на мои звонки, а после он вообще стал недоступен. Сначала я не хотел подавать в суд, поверил на слово. Но потом из-за того, что его сторона не выполнила свои обещания, мне пришлось обратиться в суд.
К тому времени заканчивался и трехлетний срок исковой давности расписки. Поэтому он в конце 2020 года обратился в Меркенский районный суд, по месту регистрации должника.
Судья Айман Ахметова выяснила, что согласно расходным кассовым ордерам в декабре 2018 года и февраля 2019 года Марат Дайрабаев от имени ТОО выплатил 7,7 млн тенге и 1,14 млн тенге, соответственно.
Представитель Марата Дайрабаева в суде сообщила, что в счет погашения долга истцу также якобы была передана автомашина Mitsubisu L200, которую сторона должника без согласования оценила в 6 млн тенге.
Однако сам Сабит Саудабаев просил не учитывать этот автомобиль, потому что он не согласовывал цену в 6 млн тенге — согласно оценке, которую он заказал, авто стоило 4,5 млн тенге. Во-вторых, эта сделка с автомобилем не имеет отношения к их спору – транспорт был зарегистрирован на отца должника – главу Союза фермеров Казахстана Жигули Дайрабаева, а затем его переписали на сына Сабита Саудабаева. Но раз авто фактически находится в ведении сына истца, последний говорит, что этот актив, конечно же, тоже будет учтен, но после обоюдных договоренностей о его стоимости.
В итоге судья Айман Ахметова решила, что с ТОО «MOLBAL» в пользу Сабита Саудабаева необходимо взыскать 13 660 00 тенге долга, плюс 2 014 125 тенге неустойки, а также судебных расходов по оплате госпошлины – 156 742 тенге и 300 000 тенге расходов на юриста.
Это решение суда через месяц вступило в законную силу. И после этого начались проблемы с частным судоисполнителем (ЧСИ), который уже почти полтора года не может взыскать долг.
— Я полагаю, что судоисполнителю не получается это сделать из-за того, что уполномоченным органом по контролю за работой судоисполнителей, нотариусов, адвокатов и юридических консультантов, как известно, является департамент юстиции, где в должности заместителя руководителя работает родной старший брат должника – Даурен Дайрабаев, — рассказал свою версию Сабит Саудабаев.
Действительно, родной старший брат должника Марата Дайрабаева – Даурен Дайрабаев трудится в должности замруководителя департамента юстиции Жамбылской области.
Мы встретились с ЧСИ Бейбитали Бейсебаевым, который не захотел отвечать на наши вопросы и предоставлять информацию. Более того, он просил не публиковать статью. Из его слов стало известно, что он сейчас, спустя почти полтора года после вступления решения суда в законную силу – только-только собирается арестовывать принадлежащие ТОО «MOLBAL» земельные участки, хотя арестовать урожай и опечатать склады, имущество, хозяйственные помещения фирмы он мог бы и раньше. По словам кредитора Сабита Саудабаева, он не раз ездил с судоисполнителем в ТОО «MOLBAL» и не раз видел хороший урожай пшеницы.
ЧСИ стал категорически отрицать наличие какого-либо давления и влияния со стороны Даурена Дайрабаева.
Ratel.kz также поговорил и с чиновником из юстиции. Он рассказал, что знает о проблеме. Даурен Жигулиевич заверил, что после сбора урожая этого года его брат расплатится с долгами. Он также стал отрицать какие-либо неформальные взаимоотношения с ЧСИ. Даурен Дайрабаев попросил дать им три дня, чтобы его брат смог договориться с Сабитом Саудабаевым о рассрочке.
— Марат вышел со мной на связь и опять попросил отсрочку, — рассказал позже Сабит Саудабаев. — Я отказался давать отсрочку, так как уже неоднократно это делал, но он и ни разу не сдержал слово. Закон для всех один, и надо исполнять судебные акты.
Мы не смогли связаться с Маратом – его телефон был отключен.
Кстати, сейчас в Жамбылской области фамилия Дайрабаевых на слуху у многих – тут проходят суды по делу, связанному с продажей за несколько десятков миллионов тенге особняка в селе Мерке отцу Марата Дайрабаева – Жигули Дайрабаеву. Кстати, эта сделка была заключена осенью прошлого года, практически в то время, когда его сын должен был расплатиться с долгами.
По словам жителя Мерке Саида Рузиева, этот дом был продан его бывшей супругой без его согласия. Он считает, что имеет право на свою 50-процентную долю от стоимости дома.
По его словам, сделку оформила нотариус из Мерке, которая при оформлении договора купли-продажи должна была спросить разрешения у него, что не было сделано. Он также утверждает, что предшествовавший перед продажей дома судебный процесс о расторжении брака между ним и его бывшей супругой также прошел незаконно: мужчина не был извещен о судебном процессе, также заявление о согласии на расторжение брака подделала его бывшая супруга и от его имени предоставила суду.
Источник: ratel.kz