Подведены итоги государственного аудита оценки реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы, сообщает официальный сайт Счетного комитета
На очередном заседании Счетного комитета подведены итоги государственного аудита промежуточной оценки реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы (далее — Госпрограмма), а также эффективности использования средств, направленных на антикризисные меры.
Данное мероприятие проведено в целях реализации исполнения поручения Главы государства К. Токаева от 28 марта 2020 года, а также Плана работы Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции на 2020 год, утвержденного Государственным секретарем Республики Казахстан, Председателем Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции К. Кушербаевым от 26 декабря 2019 года.
Согласно официальным статистическим данным на 1 апреля 2020 года 41,2% населения страны проживают в сельской местности. Из общего количества 8,8 млн. занятых 1,2 млн. человек (за 2019 год) или 13,6% работают в сельскохозяйственной сфере.
Объем валового выпуска продукции сельского хозяйства за 5 лет (2015-2019 годы) в денежном выражении увеличился на 12,2% (по ИФО, в % к 2015 году) и составил 5 151,2 млрд. тенге.
По растениеводству в 2019 году объем валового выпуска составил 2 817,7 млрд. тенге, или к уровню 2015 году наблюдается прирост производства на 9,9% (по ИФО, в % к 2015 году).
По объемам производства (в натуральном выражении, валовый сбор) наблюдается рост по рису (на 138,4 тыс. тонн или на 32,8%), по культурам масличным (на 1 036,2 тыс. тонн или на 67%), по овощам и бахчевым, корнеплодам и клубнеплодам (на 1 838,5 тыс. тонн или на 19,6%), по сахарной свекле (на 311,4 тыс. тонн или в 2,8 раз), по винограду (на 27 тыс. тонн или на 42,6%), по плодам семечковых и косточковым (на 82,5 тыс. тонн или на 42,1%), по плодам культур ягодных (на 2,2 тыс. тонн или на 11%), по орехам (на 3,2 тыс. тонн или в 6,5 раз).
По животноводству в 2019 году к 2015 году валовая продукция произведена с приростом на 15,1% (по ИФО, в % к 2015 году) составив 2 319,5 млрд. тенге. Наблюдается увеличение производства молока всех видов (на 682,7 тыс. тонн или на 13,2%) составив 5 865,1 тыс. тонн, мяса скота и птицы (на 323,9 тыс. тонн или на 19,6%) — 1 975,0 тыс. тонн, шерсти всех видов (на 1,5 тыс. тонн или на 3,9%) — 39 492,3 тонн, яиц всех видов (на 0,8 млрд. шт. или на 16,8%) – 5,5 млрд. штук.
Вместе с тем, итоги оценки реализации Госпрограммы, а также эффективности использования средств, направленных на антикризисные меры, свидетельствуют о наличии системных недостатков, отсутствии должного мониторинга и контроля со стороны администраторов республиканского и местных бюджетных программ при планировании и использовании бюджетных средств.
Уровень инновационной активности предприятий, работающих в сфере «Сельского, лесного и рыбного хозяйства» в 2019 году составил 8,7% и значительно ниже (от 1,6 — 3,7 раза) по сравнению с другими видами экономической деятельности (обрабатывающая промышленность — 14,4%, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров — 15,4%, информация и связь — 19,6%, здравоохранение и социальные услуги — 32,5%).
Общее количество предприятий в сельском, лесном и рыбном хозяйстве в 2019 году составляет 1 969 ед., из которых лишь 8,7% или 171 ед. внедряют инновационные технологии, в том числе 111 предприятий процессные инновации.
Несмотря на снижение доли личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в производстве валовой продукции сельского хозяйства за 5 лет (на 9,6%), их вклад все же преобладает по отношению к крупным и средним субъектам как в растениеводстве (44%), так и в животноводстве (65,8%).
Тем самым, за период реализации Госпрограммы проблема преобладания производства в ЛПХ не решена, а инновационные технологии в них практически не внедряются.
При реализации Госпрограммы, установлены отсутствие должного взаимодействия Министерству сельского хозяйства (МСХ) с государственными и местными исполнительными органами (МИО), что привело к несвоевременному либо полному невыполнению отдельных мероприятий, задач, достижению индикаторов и показателей по ним. Отмечается отсутствие взаимосвязи между Госпрограммой и Стратегическим планом развития РК до 2025 года (Стратегической картой ключевых национальных индикаторов) в части снижения объемов теневой экономики.
Из-за ненадлежащего контроля, мониторинга и необеспечения на должном уровне межведомственного взаимодействия МСХ и МИО, за период реализации Госпрограммы не достигнуты отдельные целевые индикаторы и показатели. Так, ИФО оптовой торговли продтоварами: в 2018 году при плане 113%, фактически составил — 111,5%; в 2019 году при плане 118%, фактически составил — 114,8%.
При проведении аудита в регионах также выявлен ряд недостатков.
В частности, установлены нарушения законодательства при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Управлении сельского хозяйства Алматинской области на сумму 4,8 млрд. тенге.
Управлениями Акмолинской, Алматинской и Карагандинской областям просубсидированы солнечные панели при несоответствии их техническим условиям на сумму 1,4 млрд. тенге.
Несмотря на утвержденные нормативы субсидирования производства сахарной свеклы фермерам (с 12 до 14 тенге) акиматом Жамбылской области необоснованно осуществлен расчет исходя из 15,4 тенге, то есть на сумму 0,2 млрд. тенге больше.
В нарушение Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК» по проектам создания тепличных комплексов ТОО «World Green Company» (ЗКО), ТОО «Уральский Тепличный Комбинат» (ЗКО) стоимостью 6,0 млрд. тенге, КХ «Мәлике» (Туркестанская область) – 0,8 млрд. тенге, ТОО «Бақыт-Ислам» (Туркестанская область) – 0,8 млрд. тенге строительные работы осуществлены без утвержденной ПСД, прошедшей экспертизу и разрешительных документов на строительно-монтажные работы. Действующая система субсидирования в отрасли животноводства не сбалансирована, и в целом направлена в основном на поддержку крупных, высокорентабельных сельхозпредприятий, производящих менее 30% сельхозпродукции, что не является достаточно эффективным с точки зрения влияния на результат.
При этом, мелкие сельхозформирования и ЛПХ населения, производящие основную часть сельхозпродукции, практически не пользуются господдержкой из-за несоответствия их требованиям Правил субсидирования.
Всего, по итогам государственного аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2,8 млрд. тенге, неэффективное планирование составило 16,9 млрд. тенге, неэффективное использование средств на сумму 44,1 млрд. тенге и 276 процедурных нарушения.
По итогам заседания, Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству РК и поручения министерствам сельского хозяйства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, и АО «НУХ «КазАгро». АО «Аграрная кредитная корпорация», НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» и МИО по Акмолинской, Алматинской и Карагандинской областям поручено устранить выявленные недостатки.
В уполномоченные органы, для рассмотрения административной ответственности физических и юридических лиц, подлежат передаче 18 материалов.
По отдельным фактам нарушений Счетным комитетом принято решение о передаче материалов государственного аудита в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
Источник: сайт Счетного комитета