Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова предлагает пересмотреть функции холдинга «КазАгро»: перейти от прямого финансирования на предоставление гарантий за заемщиков, с учетом его роли как государственного института развития
Чего не хватает сельхозпроизводителям, чтобы агропромышленный комплекс стал развитой отраслью экономики, выясняли депутаты сената в пятницу, 28 февраля, на специальных парламентских слушаниях. Проблем оказалось много, а вот пути их решения, как выяснилось, не вполне понятны.
Так, одна из главных проблем аграрного сектора — нехватка финансирования. Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова подтвердила: доля рыночного кредитования в портфеле БВУ снижается — в 2019 она составила 3,5%, тогда как в 2018 было 8,5%.
— Одной из объективных причин явился значительный рост просроченной задолженности по ранее выданным кредитам. При общем уровне просроченной задолженности по корпоративным кредитам на начало текущего года в 8,2%, просроченная задолженность предприятий сельского хозяйства составляет 26,4%. Что в три раза выше среднеотраслевых показателей, — констатировала Бахмутова.
При этом, заметила она, банковское финансирование в последние годы замещается государственными средствами — через холдинг «КазАгро», и финансирование постоянно растет. Однако по росту производства сельского хозяйства этот рост незаметен. Поэтому «необходим целостный пересмотр принципов предоставления кредитов и субсидий, учет предыдущего опыта с проблемными заемщиками, а также снижение структурных рисков и внедрение новых финансовых инструментов».
— Необходим пересмотр функций холдинга «КазАгро» от прямого финансирования на предоставление гарантий за заемщиков, с учетом его роли как государственного института развития, — считает Бахмутова.
Сельхозпроизводители со своей стороны обращают внимание не только на нехватку средств, но и на непредсказуемость в их распределении. Глава Союза картофелеводов и овощеводов Кайрат Бисетаев обратил внимание, что правила субсидирования меняются ежегодно не только на уровне министерства сельского хозяйства, но и в каждом регионе – по-своему.
— Минсельхоз разрабатывает правила, местные исполнительные органы устанавливают нормы субсидирования и цены на субсидируемые товары, в разы отличающиеся между областями. Есть и факты, когда регион отменяет один вид субсидий в пользу другого. В результате это приводит к диспропорции по регионам и вообще к дискредитации самой господдержки.
Я полагаю, что назрела необходимость в двухуровневой системе поддержки АПК, при которой министерство отвечает за развитие в целом всей отрасли, и все те правила, которые вырабатываются министерством, они в интересах всей страны вырабатываются и должны беспрекословно исполняться.
При этом у местных исполнительных органов должен быть свой целевой бюджет, который бы формировался за счет местных бюджетов и целевых трансфертов, чтобы местный исполнительный орган мог свои местные проблемы решать, не конфликтуя с министерством.
И тогда, надеюсь, появятся реальные рычаги у местных исполнительных органов влиять на цены, которые складываются в их регионах на продовольственные товары, — предложил Бисетаев.
Глава коммандитного товарищества «Зенченко и Ко» Геннадий Зенченко также обратил внимание на условия господдержки, отметив, что Минсельхоз, будучи центральным госорганом, отвечающим за государственную политику, должен учитывать ошибки прошлых лет и продумывать механизмы на перспективу.
«Последние 3-4 года подряд идет очень серьезный вопрос по обсуждению субсидий, из года в год меняют эти субсидии. Кого-то устраивает, кого-то не устраивает. Проблема в чем? Честно говоря, с приходом каждого министра мы просили одно — давайте начнем с чистого листа. Давайте подведем черту и скажем – вот это наши реальности, и с этого начинать работать. Уже теперь на то, что было, рукой махнем и скажем: ладно, проехали.
Но каждый последователь боится подвести предшественника, в конце концов этот ком растет и растет, и мы сидим и говорим — а куда деньги уходят? А может, они раньше ушли, а мы теперь долги закрываем? Единственный в истории был решен вопрос по пересчету скота, где мы сразу увидели, какая у нас дыра и сколько скота не хватает. Я думаю, в каждой отрасли сегодня нужно навести порядок, — убежден Зенченко.
Также, по его мнению, необходима координация между госорганами в вопросах продвижения экспорта товаров, проработки путей транзита. Сегодня же производители остаются один на один с проблемами, а чиновники, словно боясь признать проблемы, кивают на рыночные условия и плохой менеджмент сельхозпредприятий.
Особого внимания требует и развитие науки. Геннадий Зенченко прямо заявил: мы — бизнесмены, не научные деятели, и мы готовы платить за работу ученых. Если эта работа, конечно, будет.
— Почему мы не можем китайским методом, в конце концов — украсть, купить, как угодно, у себя развести и сказать: давайте будем дальше двигаться, за это время свое что-то создадим. Ведь эта есть проблема.
Диверсификация — правильно идем. Но ведь наука должна сказать, что в Северном Казахстане сеять, что — на востоке, что — на юге. Кто рекомендации дал? Никто. Четыре года мы вкладывали деньги, чтобы по нулевой технологии выращивать (пшеницу), для нее была создана субсидия — а кто сегодня по нулевой работает? Никто, забросили. Зачем такие эксперименты делать на всем объеме всего Казахстана? — недоумевает он.
Свои замечания есть и у животноводов. Генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев напомнил о веденном в стране запрете на экспорт скота, вновь подчеркнув, что это решение — не рыночная мера.
— Из-за того, что запрет ввели, закупочная цена на мясо уже упала на 400 тенге. Фермеры несут убытки. Они дезориентированы, они не знают, кому верить. Спрос падает на продукцию, снижается норматив инвестиционных субсидий на обводнение пастбищ. (…) Давайте в порядке эксперимента введём тогда запрет на экспорт сырой нефти на 6 месяцев? Может быть, появится четвертый НПЗ сразу, — предложил Бактибаев.
Отменят ли запреты — пока неизвестно. Но министр сельского хозяйства Сапархан Омаров заверил, что политика субсидирования станет более предсказуемой, причем на несколько лет вперед. Он подтвердил, что за последние лет пять 47 раз были внесены изменения и дополнения в правила субсидирования. Сейчас Минсельхоз решил убрать эту проблему раз и навсегда.
— Мы планируем на законодательном уровне ввести норму по стабилизации на 5 лет мер государственной поддержки, входящих по классификации ВТО в «зеленую корзину» (субсидии, которые не искажают цену продукции). Поправки разработаны, мы просим поддержки депутатов мажилиса и сената в части их рассмотрения и инициирования», — заявил министр.
Депутаты тут же заявили, что на благо сельского хозяйства готовы поддержать все инициативы. А председатель сената Дарига Назарбаева уточнила, что все меры теперь сенат будет держать на контроле:
— Тема АПК будет находиться в зоне особого внимания сената. Понимая свою ответственность, мы создаем совет по АПК при сенате. Согласно регламенту сената, совет будет выполнять консультативно-совещательную функцию и станет постоянно действующего площадкой профессионального диалога по проблемам сельского хозяйства. Думаю, мы не раз еще встретимся, чтобы не только обсудить проблемы отрасли, но и вместе порадоваться ее успехам, — заявила Назарбаева.