Ненормированный рабочий график, низкая зарплата и не самые легкие условия труда – это о сотрудниках сельских ветслужб. Молодым специалистам выбирать не приходится. Для кого-то это единственная работа на селе. А кто-то идёт набираться опыта, чтобы потом уйти работать в СЭС или в частную городскую ветклинику. Там и условия жизни иные. И зарплата повыше.
В ветеринарном пункте Жетыгенского селького округа работа «кипит». С приходом весны началась массовая вакцинация скота. Поэтому долго засиживаться в теплом кабинете ветпункта нельзя. В одном только сельском округе села Жетыген насчитывается около 3 тысяч голов КРС. Нужно успеть обойти все крестьянские хозяйства, съездить в загоны, сделать забор крови у животных, а ещё ввести данные в специальную информационную базу. И это лишь малая часть обязанностей из того что специалисты должны успеть сделать за один день. Из-за высокой нагрузки иногда приходится работать без выходных.
Молодой ветеринар Бахытжан МАЛКЕЕВ родился и вырос в Алматы. Но, будучи «городским», тем не менее окончил Казахский национальный аграрный университет. А после, вместе с семьей, переехал в село. Обстоятельства так сложились. Теперь молодой ветврач уже на практике закрепляет знания, полученные в студенческие годы. Признаётся, что ему было нелегко привыкнуть к сельской жизни, тем более к работе ветеринара:
«Тяжело. В университет не учат практическим навыкам работы с животными. Сюда я пришел только с теоретической базой. Благо, на тот момент коллектив состоял из опытных ветеринаров старой закалки, и я многому у них научился», — рассказывает Бахытжан.
У заведующего ветеринарной службы сельского округа Умирзака САБРАЛИЕВА три десятка лет стажа в этой сфере. Под его руководством четыре молодых специалиста. По словам опытного ветврача, уровень их знаний – оставляет желать лучшего. Однако, жаловаться и сидеть сложа руки он не привык:
«Мое дело учить их профессии. И без этого большой дефицит в кадрах. Очень нужны молодые ветврачи, зоотехники, фельдшеры. Мне до пенсии осталось немного. Поэтому, хочу успеть научить их важным нюансам нашей работы. Они, к примеру, не знают, как распознать ящур или другие опасные заболевания. Я должен им на практике всё показать. Я их тоже понимаю. Зарплата маленькая. Никаких льгот нет. Жилье приобрести сложно. Работа не самая престижная. Но мои ребята молодцы. Они стремятся чему-то научиться, вопросов много задают», — рассказывает Умирзак-аға.
В маленьком коллективе с недавних пор трудится девушка. Карагөз УАЛИҚЫЗЫ только год назад окончила аграрный вуз и долгое время не могла найти работу. Трудоустроилась через Центр занятости населения.
«Коллектив здесь хороший. Всему научат. Покажут. Объяснят. Работа интересная. Но зарплата очень маленькая. Когда я поступала в университет, честно сказать, не планировала быть ветврачом. Думала, главное – получить высшее образование. Как вариант, хотела устроиться на работу в ветеринарные клиники Алматы. Там зарплата высокая. Но без опыта не берут. Приходится работать здесь», — рассказывает Карагөз.
Бахытжан Малкеев отмечает, что несмотря на то, что конкретно их коллектив преимущественно «мужской», в вузах наоборот – подавляющее большинство студентов-ветеринаров – девушки. Отсюда и дефицит именно мужчин-ветеринаров. А работа ветврача – это прежде всего тяжелый физический труд.
«Сейчас в вузах в основном обучаются девушки. Они поступают на грант и остаются дальше. Некоторые хотят в дальнейшем устроиться на работу в СЭС. Помню, в нашей группе было 16 девушек и только 6 парней. Сейчас Карагөз помогает нам с бумагами. Данные вбивает. Но забор крови у животных, операции проводить и так далее – это мужская работа. Знаете, как трудно удержать корову, чтобы кровь взять?! Мы привязываем её, ещё несколько человек держат. Это нелегко. Девушкам не под силу», — добавляет Бахытжан.
К слову, у Бахытжана — самого опытного из молодых специалистов и самая высокая заработная плата — 100 тысяч тенге в месяц.
Один из самых молодых сотрудников в коллективе – Кирилл ЮН. Он также не планировал работать в селе. Но для построения карьеры в престижной ветеринарной клинике, вынужден набираться опыта здесь.
«Многие мои сокурсники стали официантами и зарабатывают больше меня. Сейчас я не женат. Детей нет. Поэтому, пока мне хватает. Но когда будут дети, семья, думаю моей зарплаты не будет достаточно. Хотя работой я доволен, мне нравится, — смеется Кирилл.
Действительно, средняя зарплата ветеринаров по Алматинской области составляет всего 120 тысяч тенге. Проблемы с низкой оплатой труда признает и областное ветеринарное начальство.
Начальник управления ветеринарии Алматинской области Нуртас КИЯЛБЕКОВ говорит, что проблема касается не только Алматинской области, но и страны в целом:
«Это действительно одна из ключевых проблем ветеринарии Казахстана. Работа ветеринаров очень сложная, тяжелая. Ненормированный график. Тяжелые условия труда. Поэтому в аулах большая востребованность в молодых специалистах. Казалось бы, вузы выпускают в год достаточное количество специалистов. Но почти никто из них не желает работать ветеринаром в селе. Для них нужно создать условия. Врачам поднимают зарплаты, учителям поднимают. А вот представителям одной из важных отраслей – ветеринарии, нет. Я считаю, что аграрная отрасль одна из самых основных в экономике. И мы должны уделять внимание развитию сельского хозяйства, а без качественной ветеринарии – этого сделать нельзя», — рассуждает Киялбеков.
В прошлом году, говорит собеседник, зарплату ветеринарам повысили в среднем на 10 тысяч тенге. Но для привлечения молодежи в профессию – этого явно недостаточно. Нужны более системные и масштабные меры. Без которых говорить о развитии ветеринарии, а равно и отрасли животноводства в стране, не приходится.
Айтолкын Кузербаева, Алматинская область