Руслан Шуиншалин: «Если бы все поручения о поддержке фермеров выполняли, люди не давились бы за сахаром»

— Я открыл крестьянское хозяйство 7 лет назад. Называется оно «РусАрт», находится недалеко от Актобе, я занимаюсь выращиванием КРС.

Послушал на днях выступление главы государства на расширенном заседании правительства, в том числе о развитии АПК, и который раз подумал: на самом высоком уровне у нас говорят очень правильные слова, а чиновники на местах, кажется, их не слышат. Поэтому и получается, что в стране, где огромные территории отведены под пастбища, и где испокон веков занимались разведением скота, масло, мясо и даже молоко закупают из-за границы. Посевная площадь у нас — 23,1 миллиона гектаров. Но картошку, овощи, сахар мы тоже покупаем у других. Импорт по некоторым позициям даже увеличился. Конечно, без развития АПК нельзя говорить о продовольственной безопасности.

Начну с молока. Ежедневно в моем крестьянском хозяйстве надаивают до 400 литров молока. Девать мне это некуда. Я сдаю молоко оптовикам на рынке. Они покупают его у меня по 180 тенге за литр, продают за 300, зарабатывают почти столько же, сколько и я, ничего не вкладывая. До покупателя это молоко доходит еще дороже. То есть у нас не налажена система закупа и переработки продукции. Фермеру это не по карману. Поэтому нужны официальные предприятия по приему молока. Дальше оно может продавать его хоть в цельном виде населению, хоть передавать на переработку. Надо открывать такие предприятия, оказывать им государственную поддержку.

Теперь о технике. Мониторингом цен на нее у нас никто не занимается. Цены растут, как на дрожжах. В Актобе всего одна организация прошла регистрацию в «Казагрофинансе», это представительство МТЗ. Есть еще предприятие, у которого можно купить казахстанский Lovol. Конкуренции как таковой и выбора у фермеров нет. Почему бы не запустить китайские, турецкие компании, чтобы «Казагрофинанс» мог свободно финансировать покупку технику и у них? Если бы технику предлагали 5-6 компаний, была конкуренция, цены, думаю, были бы ниже, и более доступные для нас.

С тех пор, как в 2015 году открыл крестьянское хозяйство, я смог купить всего 2 трактора МТЗ. Тогда один стоил 2,9 млн тенге, сейчас 15-16 млн тенге. У меня еще есть две косилки и два пресса, все б/у. Мы их ремонтируем, как-то пользуемся. Я сею суданку. Семена заготовил в прошлом году. Если бы не заготовил, не знаю, что бы сеял. Многие фермеры покупают семена в России, там на их вывоз поставили запрет. Поэтому, конечно, надо возрождать свое семеноводство, чтобы новые сорта, которые создают наши ученые, распространяли дальше, но зачастую это делается только на словах, советская система давно разрушена.

У меня, как и большинства крестьянских хозяйств,50-100 гектаров кормовых. Ни я, ни другие фермеры, кого я знаю, удобрения не вносили никогда. Цены на них заоблачные. Почему это не проверяет антимонопольный департамент? Мне, к примеру, на удобрения надо 500-600 тысяч тенге. Их нет.

Министерствам, другим ведомствам дали очередные поручения по поддержке и развитию АПК. Изменится ли что-нибудь – вопрос. Если не изменится, увы, люди так и будут давиться за сахаром.

Екатерина Беляева,

Актюбинская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.