Почти 140 подъездных железнодорожных путей заберут в государственную собственность еще у 25 компаний в Казахстане, сообщает пресс-служба правительства.
«На сегодняшний день в республиканскую собственность приняты акции и доли участия ряда предприятий и учреждений. В частности, в составе имущества АО «Центр транспортного сервиса» принято более 400 подъездных железнодорожных путей протяженностью 250 км. Ведется работа по принятию в госсобственность еще 25 компаний, владеющих 138 подъездными железнодорожными путями протяженностью 178 км», — говорится в сообщении по итогам очередного заседания комиссии по демонополизации экономики, которое провел во вторник премьер-министр РК Алихан Смаилов провел очередное заседание.
Как отмечается, ранее ответственным государственным органам было поручено провести анализ обоснованности проведения приватизации отраслевых объектов и организаций, в том числе в части создания частных операторов. По результатам проведенной работы в госсобственность было предложено передать ряд коммуникационных, инфраструктурных и производственных компаний.
«Принятие в госсобственность этих компаний позволит исключить посредников в сфере железнодорожной инфраструктуры и снизить расходы бизнеса на данные услуги», — пояснили в кабмине.
Напомним, 13 марта стало известно, что в Алматы был задержан и помещен в ИВС по фактам злоупотреблений должностными полномочиями и хищений средств АО «Казахтелеком» в особо крупном размере племянник экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Кайрат Сатыбалды. Сейчас также проверяется
причастность Сатыбалды к другим преступлениям, подрывающим безопасность государства. Как выяснил в тот же день КазТАГ, племянник Назарбаева будет находиться под стражей в Нур-Султане. 15 марта информация КазТАГ подтвердилась – Сатыбалды был доставлен в столицу и помещен под стражу. Как выяснил КазТАГ, задержание племянника Назарбаева проводили сотрудники спецподразделения «Арыстан» КНБ.
14 марта стало известно про обыски в офисах «Казахтелекома», сам оператор отказался комментировать эту информацию, однако ее подтвердили в «антикоре», уточнив, что обыски проходят в столичном и алматинском офисах. 12 апреля стало известно, что почти 30% бывших у фирм Сатыбалды акций «Казахтелекома» вернули в собственность государства в рамках работы по демонополизации.
4 апреля антикоррупционная служба сообщила о задержании руководителей компаний, подконтрольных Сатыбалды. По данным «антикора», «указанные лица, при содействии должностных лиц госорганов извлекли многомиллиардную прибыль путем необоснованного завышения тарифа на услуги подъездных путей к градообразующим предприятиям страны, что привело к повышению цен на услуги жизнеобеспечения для граждан». При этом, еще в феврале КазТАГ сообщал, что уголовное дело возбудили по факту бездействия министерства национальной экономики, а также министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана. Позднее министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров, в разговоре с редакцией, заявил о готовности его ведомства сотрудничать со следствием по уголовному делу о так называемом «последнем километре».
Уже 8 апреля кабмин заявил о том, что снижены тарифы на услуги предоставления подъездных путей по 120 субъектам, в их числе назван и ЦТС. 16 апреля КазТАГ выяснил, что вслед за демонополизацией «Казахтелекома» ожидается и демонополизация ЦТС. 20 апреля Кабмин Казахстана подтвердил демонополизацию ЦТС и ряда других компаний. 23 апреля КазТАГ сообщил, что ЦТС ранее заблокировал жд-доступ «СНПС-Актобемунайгаз» и 45 фирмам. В тот же день агентство информировало, что КТЖ до демонополизации ЦТС передал ему шесть технологически важных подъездных жд-путей. 5 мая КазТАГ сообщал, что у ЦТС, связываемой с Сатыбалды, хотят забрать почти 630 железнодорожных путей.