Сложности экспорта казахстанской продукции в Китай подтолкнули развитие контейнерных перевозок в Казахстане. В настоящее время Министерство индустрии и инфраструктурного развития разрабатывает программу контейнеризации перевозок. Об этом в ходе круглого стола по ситуации на казахстанско-китайской границе сообщил заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов.
«По отправкам зерна ситуация очень тяжелая, Китай вообще отказался его принимать. Ранее принимали только в контейнерах, упакованное в биг-бэги. На сегодняшний день у нас брошенных поездов с зерном — порядка 1270 вагонов: пшеницы — 397, ячменя — 422, семена подсолнечника — 220 вагонов, корма — 92, мука — 140 вагонов. Видя эту ситуацию, еще четыре месяца назад мы предлагали зерновикам развернуть грузы. Сейчас давать какой-то прогноз и гарантию, что Китай начнет принимать через 2-3 дня, либо через неделю – месяц, мы не можем», — сказал Жанибек Тайжанов.
В ходе переговоров с железнодорожной администрацией Китая есть заверения о том, что ситуация должна разрешиться, но пока все только на словах. Тем временем в РК ищут способы упростить прохождение грузов. В частности, планируется переход на контейнеры, прием которых в КНР идет быстрее.
«Мы разрабатываем программу контейнеризации, их будут производить в Казахстане. Сейчас рассматривается программа для производителей. В будущем, когда мы контейнеры построим, будут рассмотрены программы для наших операторов и перевозчиков, также будет поддержка от государства в части приобретения этих контейнеров. Это своего рода субсидирование, то есть, продвижение контейнеризации», — проинформировал представитель МИИР.
План контейнеризации зерна уже частично введен в действие. В конце июля в сухом порту KTZ Express было перегружено из зерновозов в контейнеры и передано в КНР порядка 1 тыс. тонн зерна.
«Если сейчас Китай начнет принимать зерно, то, мы считаем, они будут принимать только в контейнерах», — отметил Жанибек Тайжанов.
Он также сообщил, что переговоры с КНР ведутся на различных уровнях с участием МИДа, МИИР, Минторговли, Минфина. При этом требуется более активное подключение к данному процессу и Минсельхоза, чтобы дополнительно согласовать карантинные требования к грузам, предъявляемые Китаем.
«Было хорошее предложение установить на Достыке пункт дезинфекции вагонов. Китайцы проводят дезинфекцию и крытых вагонов, и контейнеров. Были видеоролики: когда груз шел навалом в мешках, они эту дезинфекцию проводили по каждому мешку. Представляете, в одном вагоне сколько мешков! Есть предложение, чтобы МСХ проработал с китайской стороной установку у нас такие дезинфекционных пунктов для облегчения продвижения поездов. Также нам необходима помощь Минтрговли, чтобы они рассмотрели с Минкоммерции варианты согласования каких-то экспортных, импортных квот. Эти вопросы сейчас прорабатываются», — сказал он.
По словам Жанибека Тайжанова, всего в направлении стыка Достык скопилось порядка 7669 груженых вагонов, временно оставлены порядка 5100 вагонов с концентратом, пшеницей, коксом, глиноземом, чугуном, лесом, семенами. В направлении Алтынколя скопление 1842 вагонов.
В ноябре планируется заседание в режиме видео-конференцсвязи на уровне правительств двух стран, на котором обсудят вопрос грузопотока РК-КНР.
Отметим, казахстанский бизнес требует проявить более жесткую позицию в переговорах, учитывая, что поток вагонов из Китая в Европе беспрепятственно проходит транзитом через Казахстан, в то время как здесь импортеры не могут дождаться закупленных в Китае товаров.
Источник: Eldala.kz