Первая, после многомесячного карантина, сельскохозяйственная ярмарка прошла в Павлодаре.
Черное и белое
Продукты от фермеров области всегда пользовались спросом у горожан. Иногда число посетителей превышает несколько тысяч.
Пока одни, толпами, выстроились в очередь за куриными яйцами по сниженной цене – 365 тенге за десяток.
Другие посетители обвиняли мясников в антисанитарных условиях торговли: «раскладывают голыми руками», «грязные прилавки», «черное мясо». Тем временем рупор продолжал повторять: «Соблюдайте социальную дистанцию».
Если проблемы посетителей и жалобы были видны невооруженным глазом, то сельхозпроизводители обрисовали весьма радужную картину.
К примеру, представители ФХ «Шарапов» из Теренкольского района привезли мёд на сельхозярмарку впервые в этом году.
— Мы занимаемся пасекой более 15 лет, начинали как любители, теперь развиванием свое дело всей семьей, разводим пчел, производим несколько сортов меда, — рассказала Лариса Шарапова. – Есть множество сортов: гречишный, цветочный, разнотравье, донниковый. Переезжаем с поля на поле, опять же работаем с крестьянскими хозяйствами, высеваем поля. Работа трудоемкая и продолжается круглый год. Весной, когда достаем пчел после зимовки, они начинают облетываться, развиваться, то есть выводить новых маток, новую рабочую пчелу, в процессе подрастает молодняк и при цветении начинается сбор меда.
По словам женщины, основной сбор меда приходится на конец июня и длится до сентября. Необходимо следить за заполнением рамок, после в ход идут медогонки, инструмент выкачивает мед, затем товар реализуют.
— Во время пандемии мы особо не пострадали, у нас уже есть свой покупатель, который знает нашу продукцию, работаем с местными кондитерскими фирмами, — говорит Лариса Шарапова. — Закрытие сельхозярмарки на нас особо не повлияло. Есть своя клиентская база. Также мы получаем кредиты на льготных условиях, под шесть процентов.
Кому пришлось несладко?
К сожалению, не всем сельхозпроизводителям удалось легко пережить пандемию. Нашлись те, кто рассказал о проблемах, но анонимно из-за страха потерять место на сельхозярмарке.
Одна из фермеров, занимающаяся производством молочной продукции пожаловалась на отсутствие пастбищ.
— В нашем районе негде пасти скот, нет пастбищ. Их отбирают по всему Казахстану под посевы. Теперь посевные угодья есть, а вот пастбищ нет, — жалуется Любовь. — Сено очень дорогое, сейчас снова начинается подорожание топлива, очень дорогой корм для подкормки скота, отруби невозможно докупить, они подорожали на 500 тенге только с мешка.
По словам женщины, цены на свою продукцию они не повышали, и им проще пустить телят на подсос, чем продолжать заниматься молочными изделиями. Всего фермеры держат более 40 голов.
— В период пандемии мы работали в обычном режиме, у нас есть свои фирменные отделы в магазинах города. Появилось множество дополнительных расходов: на такси, антисептики, перчатки и маски для работников, — говорит Любовь. — Нам никакой господдержки не оказывалось, всего добиваемся своими силами. Пару раз подавали документы на грант, увы, ни разу не выиграли. При этом другим дают гранты на инновационные моторные лодки. Какая была надобность их закупать во время пандемии, если можно было выделить средства на развитие многих хозяйств?
Как рассказала фермер, всеобщий карантин на них особо не отразился. Больше всех пострадали молодые сельхозпроизводители закончившие курсы по программе «Бастау Бизнес».
— Они только начали бизнес, год-полтора назад. Им пришлось еще тяжелее, потому что не было сбыта, когда закрылась ярмарка, им было негде реализовывать товар, — рассказала женщина.
Новые лица
Несмотря на проблемы и негативные аспекты, среди завсегдатаев сельхозярмарки появились новые производители. Ряды пополнил предприниматель занимающийся производством мяса индейки.
— Мы организовали фабрику по производству в Шакатском сельском округе. Проектная мощность – восемь тысяч тонн мяса в год, развиваемся поэтапно, — рассказал генеральный директор Ербол Досыбаев. — На сегодняшний день наша годовая мощность позволят производить до двух тысяч тонн. В течение нескольких лет мы должны достигнуть проектной мощности.
По словам руководителя, яйцо поступает из Франции, с доставкой через Алматы. На днях прибыл еще один самолет. Полный цикл — инкубация, выращивание и забой проходит на фабрике.
— Сейчас заключаем контракты, после нового года наша продукция начала появляться в магазинах и торговых сетях, — говорит мужчина. — Сейчас планируются поставки в Нур-Султан, Караганду, Усть-Каменогорск, Семей, Кокшетау. К сожалению, не поставляем продукцию в Россию из-за вспышки птичьего гриппа. В конце 2020 года в Павлодарской области был очаг, после которого закрыли нам экспорт на мясо птицы. Поэтому пока придется популяризировать мясо индейки на просторах нашей страны.
С этой целью производители прибыли на сельскохозяйственную ярмарку.
— Привезли всей продукции понемногу, хотим нащупать, понять ценовой сегмент, — сообщил Ербол Досыбаев. — Из более дешевых предлагаем суповые наборы, внутренние органы, из более дорогих — филе грудки и бедра. Мы хотим понять, что более востребовано у населения, привезти можно всё, главное — реализовывать.
Стоит отметить, что в Павлодарской области аналогичного производства нет, есть лишь фабрики по производству куриного мяса. В республике — это вторая фабрика по производству мяса индейки, первая – «Ордабасы кус» в Туркестанской области.
***
По информации регионального управления сельского хозяйства, на сельскохозяйственной ярмарке свою продукцию представили товаропроизводители Актогайского, Иртышского, Павлодарского и Успенского районов.
— Было реализовано 25 туш говядины, 20 — конины, 5 — баранины, 6 – свинины и 3 тонны мяса птицы, — сообщили в ведомстве. Также продали 40 тысяч яиц, 4 тонны молока, 6 тонн картофеля, тонну моркови и капусты, помидоров, огурцов и другой продукции.
Станислав МАНАКОВ, Павлодарская область