Один из крупнейших в Казахстане мукомольных комбинатов был вынужден закрыться

Иллюстрированное фото из сети

Причина — окончательная потеря рынков сбыта и полное отсутствие внимания к проблемам зерноперерабатывающей отрасли со стороны ответственных ведомств. Как итог, больше 70 человек, трудившихся на мельнице, сегодня остались без работы.

Иного выхода нет?

Тимирязевский мукомольный комбинат в Северо-Казахстанской области — предприятие-гигант. Производственная мощность составляет 1,2 тыс. тонн муки в сутки. В лучшие годы здесь трудились около двухсот сельчан. Причем, собирать людей приходилось не только в Тимирязево, но и по другим деревням — настолько высока была потребность в рабочей силе.

Но теперь всё это лишь повод для грустной ностальгии. Руководитель предприятия Иса АЛЛАХЯРОВ отмечает: надежды на то, что комбинат возобновит свою деятельность у него нет. Казахстанские мукомолы стремительно теряют рынки сбыта. Вот уже и последнему оставшемуся — афганскому, стало невыгодно покупать у нас муку. И если каких-то 10 лет назад в РК власти всячески стимулировали бизнес на переработку зерна, сейчас отрасль оказалась никому не нужна.

Иса АЛЛАХЯРОВ: “Будем переключаться на зерно, но мельницу жалко… “

«Положение просто безвыходное. Покуда правительство не вмешается, не решит что-то с экспортом зерна, не сделает приоритет реализации готовой продукции, ничего не поменяется. Например, Турция импортирует только зерно, тогда как уже на экспорт от них идет только мука. Импортировать муку они тоже не могут. Привези сырье, переработай у себя и продавай куда хочешь. В Казахстане никаких условий для своих же переработчиков нет», – сетует Иса Аллахяров.

Сегодня казахстанские мукомольные предприятия не выдерживают никакой конкуренции с ближайшими соседями. Тот же Узбекистан, интенсивно закупающий у нашей страны зерно, практически обескровил переработчиков РК. Сделал это очень легко — просто создал у себя на территории максимально комфортные для своих предпринимателей условия. Просто бизнес, ничего личного…

«Если наша продукция шла по территории Узбекистана, то они с тонны брали тариф в 53 доллара США. А для своих переработчиков, везущих товар на экспорт по той же самой дороге, тариф составлял 21 доллар. Создали хорошие условия для своего бизнеса и афганцы стали покупать муку у узбеков. А потом и в Афганистане подумали: а зачем нам покупать муку, когда можно спокойно скупать в Казахстане зерно и запускать свои собственные мельницы», – рассуждает директор Тимирязевского мукомольного комбината.

И снова о зерновом лобби

Конечно, гораздо удобнее и быстрее торговать зерном. Но это не дает населению круглогодичной занятости, а значит и  стабильной заработной платы. Государство недополучает огромные суммы по налогам. Однако, отмечает Иса Аллахяров, даже местные власти, чего уж думать о чиновниках республиканского уровня, будто не видят, что творится с предприятием. Руководитель комбината даже с грустью пошутил: мол, журналист agroqogam.kz оказался первым за этот месяц позвонившим посторонним человеком, поинтересовавшимся как идут дела на мельнице.

«В последнее время мы производили максимум 100 тонн в сутки и то, чтобы станки не заржавели. Сейчас понятно, что мукомольным бизнесом в Казахстане заниматься невозможно. Будем переключаться на зерно, поля свои и элеваторы у нас есть. Но за мельницу очень обидно», – говорит предприниматель.

Оставшиеся запасы муки Тимирязевский мукомольный комбинат реализовал по низким ценам, чтобы продукция попросту не пропала. После этого момента мотивация содержать настолько убыточное производство растворилась в воздухе окончательно. Коллектив пока распустили. На территории мельницы остается максимум 15 человек. Занимаются они тем, что наводят порядок, красят-белят. Остальных работяг, а их больше 70 человек, Иса Аллахяров пообещал занять на производствах, которые он сейчас вынужден сделать приоритетными.

«Сегодня не только на экспорт зерна нужно поднимать пошлину, нужно еще и субсидировать мукомолов, чтобы они запустились и работали. Но проблема в том, что среди власть имущих на самых верхах полно тех, кто специально лоббирует экспорт сырья. Им важно, чтобы никаких госпошлин не было, лишь бы зерно хорошо продавалось. Посеял, продал, забыл. Нельзя так делать!», – отмечает североказахстанский мукомол.

Что будет с обезлюдившей мельницей — пока не ясно. Там установлено оборудование на 6 млн долларов. И вряд ли даже кому за полцены оно окажется нужным в Казахстане, пока отрасль пребывает в таком глубоком кризисе. Последние новости о том, что казахстанские власти планируют вкладываться в строительство мукомольных предприятий в Таджикистане, а Афганистан готовится закрыть границы от импорта ради собственных производств, фатальные настроения отечественных представителей отрасли только усугубили.

Павел ПРИТОЛЮК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.