Нурлан ОСПАНОВ: «Нельзя в этом году вмешиваться в рынок, необходимо создавать платежеспособный спрос»

Фото https://grainunion.kz/

В условиях санкций в России и изменившейся логистики общая ситуация на рынке Казахстана не очень оптимистичная. Эксперты уверяют, что к осени к нам дойдут все неприятности санкционной войны России.

Председатель Зернового союза Нурлан Оспанов считает, что в предстоящем сезоне три фактора будут влиять на ценообразование в Казахстане: фактор внутренней цены в России, сотношение курса рубль/тенге и третий – объем «серого» импорта из РФ. Если это все будет проявляться в совокупности или по отдельности, то будем наблюдать давление на внутренние цены. Неконтролируемое снижение цен может обвалить внутренние цены, и в этом году сделать фермеров несостоятельными по выполнению своих финансовых обязательств.

– Вы помните, что в уходящем сезоне правительство пыталось стабилизировать цены на социально значимые продукты. Сегодня мы видим, что непроработанность механизма распределения экспортных квот привела к большим переходящим запасам маслосемян (подсолнечник) и, соответственно, к потерям доходов зернопроизводителей. Остатки семян подсолнечника на 1 июля в два раза превышают остатки прошлого года. Это очень нехороший показатель, в особенности потому, что качество этих семян явно не улучшается. А это означает, что цены на фоне нового урожая будут давить вниз, плюс остатки прошлого сезона с ухудшающим качеством тоже будут продаваться по еще более низким ценам. Следовательно, потери доходов производителей семян подсолнечника в этом году будут колоссальные. И только из-за того, что в свое время неправильно отработали механизм распределения экспортных квот. Был неформально введен запрет на экспорт семян подсолнечника, на рынке остались в основном переработчики, естественно, у них увеличился объем переработки, экспорт увеличился, но при этом цены на масло подсолнечное на наших прилавках не уменьшились и плюс еще наши зернопроизводители потеряли доходы. Кто выиграл от этой ситуации? – Только переработчики масла. Они молодцы, пусть дальше зарабатывают. Но если разобраться, что мы экспортируем? Из семян подсолнечника производится масло сырое, оно является сырьем для рафинированного масла. Страны-импортеры, купив масло сырое, сами его доводят до рафинированного. Мы должны из года в год увеличивать экспорт рафинированного масла, оно ничтожно мало по сравнению с нашими возможностями. Страны-импортеры уже не рассматривают Казахстан в качестве предсказуемого партнера, поэтому ищут новые каналы покупки продукции. И первым делом это Российская Федерация, с ее хорошим урожаем, низкой ценой и возможностью даже прокредитовать страны-импортеры рублевыми кредитами на покупку их продукции. Что мы делаем в это время? – Начинаем регулировать экспорт и мешать, нашим участникам рынка зарабатывать на том, чтобы продавать по максимально справедливым ценам. Нельзя в этом году вмешиваться в рынок, необходимо создавать платежеспособный спрос, чтобы на рынке оставались и переработчики, и экспортеры зерна. Только тогда будет конкуренция между ними. А в этом году мы должны поставить во главу угла доходы производителя зерна, потому что они, скорее всего, потеряют прибыль, но важно, чтобы они «не сели» в убытки.

Мы предлагаем ввести с первого сентября запрет на импорт зерна и продуктов его переработки автомобильным транспортом. Если этого не сделать, то «серый» импорт и его цены будут давить на внутренний рынок. Также необходимо поддержать предельные внутренние цены на уровне не ниже 125 тысяч тенге за тонну пшеницы третьего класса, и 120 тысяч тенге за тонну пшеницы четвертого класса. Вся надежда на Продкорпорацию, что специалисты все правильно просчитают, – заключил председатель Зернового союза Нурлан Оспанов.

Записала Ксения КОЖАБАЕВА,
Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.