— Про аграрную науку пишут все, кому не лень. «Четыре месяца научно-исследовательские институты работают бесплатно, в долг. А это не только отсутствие заработной платы, это еще и невозможность ездить в командировки, проводить научные исследования за пределами лабораторий, некоторые коллеги даже не могут выезжать в хозяйства, где проводятся опыты. И каждый НИИ выкручивается как может. Зарплату платят из внебюджетных средств, сдаются помещения в аренду, идет поиск других источников финансирования» писали в далекие 2014 годы.
Что изменилось с тех лет? Только страницы в календаре. 2022 год, как всегда, денег нет. Кто-то из казначейства не утвердил, не пропустил, не защитил, а депутаты не спросили про запланированные 8 млрд. тенге на научно-исследовательские работы. При этом без стыда депутаты обеих палат утвердили 4,2 млрд тенге в бюджете РК. Но объем работы для науки как государственный заказ определили на уровне 8 млрд тенге. Где деньги Зин? — закономерно спрашивают ученые.
Апрель месяц, коллективы НИИ и СХОСов ждут свои зарплаты, пытаются проводить опыты на полях и осуществить весенние полевые работы. На горизонте не видно даже тех же 4,2 млрд тенге. Кто в ответе за все эти бездействия?
Второй вопрос: года два назад экспериментировали по передаче некоторых НИИ в аграрный университет, под предлогом укрепить связь агрообразование с наукой. Кто-нибудь проводит анализ по эффективности этого эксперимента? Доходы выросли, наука задышала как и образование? Потому что циклон этих экспериментов приблизился и тучи сгущаются над несколькими НИИ Алматы и Алматинской области, хотят передать бразды управления другому аграрному университету без обсуждения с научным коллективом и учеными. Чем будет заниматься НАО «НАНОЦ»? Неужели расформируют и усилят роль департамента науки непосредственно в МСХ, и НАНОЦ станет органом опекой только для СХОСов и ОПХ?
Конечно же, хочется напомнить про Нацпроект по развитию АПК, где вроде бы планировали до 2030 года обеспечить достаточное ежегодное государственное финансирование аграрных научных исследований (не менее 1% от ВП сельского хозяйства), то есть примерно 63 млрд тенге (объем ВП в АПК за 2020 год составляет 6,3 трлн.тенге).
Будет создана постоянно действующая, профессиональная система определения приоритетов и задач технологической модернизации АПК – ситуационный центр МСХ.
Будет запущен центр технологических компетенций в АПК по сопровождению платформы «AgriTech».
Будет развита система коммерциализации РННТД в АПК.
Будет выстроена Национальная система распространения знаний с высоким охватом субъектов АПК.
Будет осуществлена модернизация инфраструктуры вузов, НИИ, СХОС и ОПХ.
Будет разработана система стимулов для субъектов АПК, применяющих современные технологии.
Будут модернизированы содержание и инфраструктура образовательных программ ВУЗов, в том числе в партнерстве с ведущими зарубежными университетами и агробизнесом.
Стоимость государственного образовательного заказа на подготовку кадров по трем ступеням (бакалавриат, магистратура, докторантура) будет корректироваться на постоянной основе, исходя из фактических затрат на реализацию соответствующих программ.
Для каждого колледжа будет разработана и реализована программа модернизации компетенций в сфере АПК. Образовательные программы колледжей и университетов будут синхронизированы, механизм передачи компетенций от университетов колледжам будет расширен.
Планируется ввести субсидирование затрат субъектов АПК на внедрение научных разработок, что создаст дополнительные экономические стимулы для внедрения современных технологий и инноваций.
Выше нет ни слова про передачу НИИ и про эксперименты.
Все написано, но на деле буксуем на месте, не набирая начальную скорость.
Автор: президент Национального союза сельхозкооперативов Казахстана