В Казахстане состоялось общее собрание Мясного союза республики, сообщил на своей странице в фейсбуке экс-глава Минсельхоза Казахстана и теперь уже бывший руководитель Союза Асылжан Мамытбеков.
«Выбран новый состав Правления, в том числе и председатель правления. Выбран новый председатель Мясного Союза — Абильдаев Азамат Рахатович, депутат Мажилиса Парламента 7 -го созыва, член Комитета по аграрным вопросам. Он не новичок в мясной отрасли: работал директором ряда компаний и хозяйств занимающимися мясным скотом», – написал Мамытбеков.
По его словам, работы Союзу «предстоит немало, и нужно немало решать проблем».
«За годы работы и при активном содействии Мясного союза Казахстана отрасль мясного животноводства активно росла и развивалась. Какие результаты мы видим сегодня? Выстроена технологическая цепочка по мировым стандартам (племрепродукторы, фермеры, содержащие маточное поголовье, откормочные площадки и мясоперерабатывающие комплексы). Создано более 100 средний и крупных предприятий и более 20 тыс. фермерских хозяйств. Племенное поголовье возросло с 2,9% до 12% (норма) от общего поголовья КРС, это произошло в результате дерегулирования племенного дела и перевода работы на рыночный формат. Запущен процесс породного преобразования в отрасли, результатом которого стало увеличение среднего убойного веса в стране со 154 до 174 кг. Изначально фермеров стимулировали субсидии, но в настоящее время выгоду от программы почувствовало большинство фермеров», – отметил Мамытбеков.
Вместе с тем, продолжил он, Казахстан начал экспортировать продукцию мясного животноводства в Китай, страны Персидского залива, Иран и по другим направлениям. Это возможно благодаря признанию продукции Казахстана безопасной для международной торговли.
Согласно данным Мамытбекова, по итогам 2019 года Казахстан экспортировал (с учетом живого скота в пересчете на мясо) 63 тыс. тонн красного мяса.
«Однако в последние время произошло снижение темпов развития отрасли, обнажились проблемы, требующие решения: проблемы со сбытом, такие нерыночные решения, как запрет на экспорт живого скота, запрет на экспорт шкур наносят урон бизнесу; перманентные попытки регулировать цены на мясо, хоть и ведут в никуда, но дают государству инструменты давления на бизнес; закрытые рынки по охлажденному мясу и субпродуктам в Китай не позволяет мясоперерабатывающим комплексам повысить свою эффективность и дать конкурентную закупочную цену для фермеров и откормплощадок», – подчеркнул он.
Между тем, по словам Мамытбекова, сокращается финансирование от институтов развития, нет доступа к заемному капиталу. Кредитных средств по госпрограммам в институтах развития не хватает, а средства на субсидирование процентной ставки исчерпываются уже к середине года. В итоге фермер должен идти в коммерческие банки, которые не заинтересованы в СХТП, так как видят большие риски в отрасли.
«Ветеринарная безопасность и прослеживаемость: созданные ранее инструменты идентификации (система ИАС, ИСЖ) уже устарели и требуют модернизации. С момента внедрения ушных бирок для скота прошло уже 10 лет, а они все еще закупаются за счет госбюджета, принося проблемы фермерам при получении господдержки. Все еще не внедрены инструменты прослеживаемости, что не позволяет быстро локализовать вспышку, избежать финансовых потерь для фермеров. Санитарный убой возмещается через раз и далеко не всем. Нехватка маточного поголовья тормозит наращивание поголовья скота. Несовершенство налоговой политики: ЕАН так и не введен, что тормозит освобождение земель для новых фермерских хозяйств, НДС — метод зачёта при импорте КРС и сх техники, оборудования отменяется с 01.01.2022; рынок мяса все еще серый – проблема первичного НДС остается нерешенной. Нехватка объемов субсидирования АПК в целом и распределение средств на малоэффективные товарно-специфические субсидии создает дефицит финансов на востребованные и работающие инвестсубсидии (в том числе на закуп чистопородного скота), на субсидирование % ставки по кредитам. Утильсбор повысил цены на сельхозтехнику, что существенно отражается на доходах фермеров», – констатировал Мамытбеков.
«Проблем много, и для их решения нужна консолидированная позиция всех участников рынка, заинтересованных в развитии отрасли», – резюмировал экс-глава Минсельхоза Казахстана.
Источник: Agroqogam.kz