В сельской жизни, как в искусстве, нужно вдохновение, чтобы созидать и каждый день заниматься благодарным трудом для себя и окружающих людей. Максиму Федоровичу Артемуку это под силу, несмотря на солидный возраст – 84 года.
Кто он? Что сделал для людей? Некоторые могут задать такой вопрос. Ответ прост: усилиями и неравнодушием Максима Федоровича село Октябрьское в Карасуском районе Костанайской области обрело вторую жизнь. Именно фермерское хозяйство ТОО «Железнодорожное — АМФ» позволило жителям села работать, получать стабильный заработок, но главное – его неравнодушие вселило веру в будущее. Как говорят местные, теперь их жизнь близка к идеалу.
Сам он родился в Белоруссии в деревне Збураж. Родители были безграмотные крестьяне. Вспоминает, что жили бедно, детство Максима Федоровича выпало на военные годы.
Леса, в которых прятались от бомбежек, землянки, голод – все это он помнит, как вчера. Спустя годы успел поработать в родном селе трактористом, а затем ушел служить на Балтийский флот. Тем временем началось освоение целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Поэтому, вернувшись из армии, Артемук долго не раздумывал. Его не испугали ни многочисленные трудности, ни бездорожье, ни суровые погодные условия.
«Первое, что бросилось в глаза, это сплоченность людей. Мы работали день и ночь, не говорили, что перерабатываем, про заработки тоже не спрашивали, так как были уверены в завтрашнем дне. Часто вспоминаю то время», –рассказывает Максим Артемук.
В 90-х Максим Федорович занялся предпринимательской деятельностью и возглавил ТОО «Железнодорожное — АМФ». Сегодня это многопрофильное агропредприятие, специализирующееся на растениеводстве и животноводстве.
«Я не на курорте сидел, я создавал это хозяйство. Чтобы работать, отдыхаючи. У меня полвека руководящего стажа. И для меня главная задача – не развалить, не растерять. Перед тем, как мне предложили возглавить ТОО, я уезжал в Россию, но люди просили вернуться.
То, что я увидел, когда приехал, меня поразило до глубины души: село было практически разоренным. Заморожены школа, детский сад, торговый центр. Перерабатывающие цеха описаны за долги. Бешеные долги по заработной плате. Сфера животноводства в упадке», – в сердцах рассказывает глава ТОО «Железнодорожное – АМФ».
В девяностые был большой отток населения и люди, уезжая, бросали дома. Максим Федорович решил переводить их в статус ведомственного жилья, всю волокиту по переоформлению взял на себя.
«Построили 12-квартирный жилой дом. Школа полностью на нашем обеспечении. Восстановили спортивный комплекс и Дом культуры. Если в больнице совсем плохие дела, систематически покупаю оборудование, ремонтируем общежития. Недавно помогли в строительстве церкви. Есть в селе и свой кондитерский цех.
За последние несколько лет мы направили более 200 миллионов тенге на поддержку социальной сферы. Делаю это с одной целью – людей удержать. Создать все условия для нормальной жизни, чтобы было не хуже, чем в городе. Благотворительность для меня – это моя гражданская совесть.
По мере возможности сдерживаю цены на продукты питания. Хлеб в магазине местным жителям обходится в 55 тенге, а общественная баня – 80 тенге. Вы же сами видите, как цены растут. Где антимонопольные комитеты, где плановые отделы, где Министерство финансов, которые должны регулировать? Ну, надо же, в конце концов, беспредел кончать», – не сдерживая эмоций, рассказывает Артемук.
Большие нарекания у Максима Артемука вызывают условия и механизмы распределения субсидий. Но, несмотря на все сложности, он продолжает заниматься сельским хозяйством.
«Еще один наболевший вопрос с субсидиями. На личном примере расскажу: построил зернохранилище на 50 тысяч тонн зерна за собственные средства. Все делал своими силами. Подал на субсидии. Денег не было, пообещали на следующий год. На следующий год прихожу, говорят: срок уже прошел, и вы не подлежите субсидированию. Субсидии были на 300 миллионов тенге. Вот представьте, какие деньги потеряли из-за бюрократов. И таких случаев очень много.
А если бы повернулось государство лицом к малому и среднему аграрному бизнесу, мы бы смогли показать свой реальный потенциал. Село должны поднимать либо власти, либо предприниматели. Но первым не до этого», – резюмирует фермер.
Ксения Кожабаева,
Костанайская область