Как складываются цены на продовольствие?

Фото из открытых источников

Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ всей цепочки ценообразования продовольственных товаров на предмет обоснованности цен на социально значимые продукты питания (СЗПТ) и установления первичных признаков сговора.

«Проведены анализы состояния конкуренции на рынках продовольственных товаров по 13 товарным позициям из 19 СЗПТ с наибольшим ростом цен, подвергающиеся регулярной ценовой волатильности в течение последних 3-х лет, и высокой долей импортозависимости (свыше 20%), а также дающие основной вклад в рост цен на продовольствие (масло подсолнечное, яйца, сахар, крупа гречневая, мясо кур, хлеб, муки, мясо говядины, молоко, картофель, морковь, лук, капуста)», – говорится на сайте агентства.

Кроме того, анализом были охвачены рынки продовольственных товаров, состоящие из несколько уровней — производители, импортеры (первичное звено); оптовые поставщики, перекупщики (второе звено); торговые сети, рынки (третье звено).

По итогам анализа в рамках антимонопольного реагирования по признакам антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим или монопольным положением вынесено 68 уведомлений, назначено 8 расследований и вынесено 20 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Заключено 88 актов антимонопольного комплаенса.

«В результате, если цены на продовольственные товары в начале года росли в среднем еженедельно на 0,5%, то с марта т.г. и по настоящее время после принятия комплекса мер, ежемесячная динамика роста цен в целом на СЗПТ показывает понижающий тренд (снижение до -0,1% по состоянию на 28 сентября т.г.)», – сообщает ведомство.

Отдельным направлением Агентства стала работа по проверке деятельности торговых сетей на предмет превышения размера торговых надбавок и взимания размера вознаграждения.

Контроль за соблюдением размера торговой надбавки на СЗПТ осуществляют местные исполнительные органы (ст. 8 Закона «О регулировании торговой деятельности»)

За превышение торговой надбавки, в соответствии с административным кодексом, предусматривается предупреждение (ст.204-4 КоАП).

Между тем антимонопольным органом самостоятельно выявлено 46 фактов превышения торговой надбавки в 8 регионах республики. Для привлечения субъектов торговли к административной ответственности направлены соответствующие материалы в акиматы городов Нур-Султана (3 факта), Алматы (4 факта), Костанайской (6 фактов), Карагандинской (4 факта), Атырауской (4 фактов), Мангистауской (19 фактов), Западно-Казахстанской (5 фактов), Восточно-Казахстанской областей (1 факт).

В рамках контроля со стороны антимонопольного органа в настоящее время акиматами по 35 фактам из 46-ти  приняты меры реагирования (г. Нур-Султан, Костанайская, Мангистауская, Атырауская и Западно-Казахстанская области).

Агентство отмечает, что постоянное применение антимонопольных мер в целях удержания цен ставит в затруднительное положение участников рынка, снижает стимулы для расширения производства, инвестирования. В виду строгих ограничений процессуального законодательства исключается возможность применения инструментов «мягкого» воздействия на предпринимателей. Для стабилизации цен необходимы долгосрочные меры и действия государственных органов, отвечающих за развитие отрасли в регионе, по насыщению рынка, увеличению производства и снижению импортозависимости по СЗПТ, а также увеличению объемов бюджетного субсидирования сельскохозяйственной отрасли.

Источник: Агентство по защите и развитию конкуренции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.