Как дать заработать крестьянам и остановить рост цен на их продукцию

Фото Станислав МАНАКОВ / Agroqogam.kz

Комментарий к расширенному заседанию правительства экономиста Жараса АХМЕТОВА для портала Ratel.kz

В субботу, 10 июля, на расширенном заседании правительства была поднята еще одна важная проблема, беспокоящая казахстанцев – рост цен.

В таблице 1 приведены лидеры по росту цен в первом полугодии 2021 г. Для сравнения приведены среднегодовые темпы роста цен за десять лет – с 2011 г. по 2020 г. включительно.

Таблица 1.

 Рост цен в первом полугодии 2021 г. к соответствующему периоду предыдущего годаСреднегодовой рост цен с 2011 по 2020 гг.
Масло подсолнечное47.6%6.0%
Свекла42.1%5.2%
Морковь35.3%3.9%
Гречневая крупа31.9%8.8%
Сахар31.8%2.1%
Яйца, 1 категории28.9%5.3%
Картофель21.7%5.1%
Огурцы21.6%-4.6%
Майонез17.3%8.8%
Мука17.2%9.2%

Мы видим, что скачок цен был более чем значительным. Глава государства в своем выступлении отметил: “Пандемия обнажила уязвимость страны с точки зрения продовольственной безопасности. Конечно, мы понимаем, что экономика Казахстана открытая, и, соответственно, не можем закрывать свои рынки для импорта или экспорта. Это контрпродуктивно и для отрасли, и для потребителей. В то же время критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива”. Президент страны назвал и причины такого положения дел: “Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы“.

Есть один важный аспект, незатронутый в выступлении К.К. ТОКАЕВА.

Рост цен является индикатором роста спроса и сигналом для роста инвестиций в основной капитал и наращивания выпуска продукции. В какой-то момент товарное предложение должно сравняться со спросом, что приведет к остановке роста цен.

Рисунок 1.

Как можно увидеть на рисунке выше, инвестиции в основной капитал росли. Рос и валовой выпуск продукции. Но цены продолжали расти. Это означает, что рост товарного предложения не поспевал за ростом цен. Можно предположить, что либо инвестиций было недостаточно, либо они были неэффективны, либо и то и другое одновременно. Достаточность и эффективность инвестиции – ключевые вопросы нашей экономики, на которые до сих пор отечественная экономическая наука ответа не дает. Оно и понятно: если признать, что инвестиций недостаточно и они неэффективны, то сразу встает вопрос о качестве институтов. И надо будет признать, что оно низкое. Речь идет о гипотезе. Но ее проверка является важнейшей задачей для государства. Если она верна, а очень многое указывает на это, то все государственные программы развития требуют коренного пересмотра. Но наше государство старательно избегает решения этой задачи.

Глава государства очень точно обрисовал проблему “непрозрачных посреднических схем”: “Как я уже сказал, важной проблемой являются избыточные и непрозрачные посредники. Справедливое торговое посредничество – неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Повторяю, справедливое посредничество. Но когда посредники “ломают” рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей – это недопустимо. Зачастую существуют весьма устойчивые схемы, с которыми местные власти, судя по всему, не могут разобраться“.

Хотя, возможно, точнее было бы сказать “не хотят”. Президент страны дал поручение правительству, АЗК и акимам – с подключением АФМ создать комиссии, чтобы разобрались с подобными схемами.

Злоупотребление властью и коррупция являются питательной средой для таких схем. Будет интересно посмотреть, если нам покажут, какое отражение они найдут в отчетах этих комиссий.

Но помимо них есть фундаментальные проблемы: асимметрия распределения рыночной информации и ограниченная рациональность экономического агента. Даже самый добросовестный посредник, если у него есть информационное преимущество перед клиентом, обязательно его использует для извлечения выгоды. Посредник, покупающий продукцию у крестьянина, всегда лучше ориентируется в рыночных ценах и предложит не лучшую цену. А это сдерживает инвестиции, потому что снижает их привлекательность. Чтобы крестьянин мог получить лучшую цену, ему нужно самостоятельно изучить рыночную конъюнктуру, что равнозначно дополнительным и зачастую непосильным расходам. Его знания о рынке ограничены его возможностями по получению рыночной информации. Государство должно озаботиться тем, чтобы рыночная информация была как можно доступнее.

Еще государство должно озаботиться тем, чтобы торговых посредников было как можно больше. Чем больше посредников будет крутиться вокруг нашего крестьянина, тем легче ему будет продать свою продукцию по максимально возможной цене. С другой стороны, чем больше посредников будет предлагать товары нам, конечным потребителям, тем больше шансов, что мы найдем товар по приемлемой для себя цене. И тогда торговый капитал пойдет в производство. Потому что только там можно снизить издержки и заработать на торговом посредничестве. На историю какой бы экономически успешной страны мы не посмотрели, мы всегда в ней увидим, что история успеха начиналась с прихода торгового капитала в производство.

Экономическая теория – это не абстрактные рассуждения не пойми о чем. Все ее достижения базируются на повседневной экономической практике. И надо бы к ней чаще обращаться. Касается ли это вопроса эффективности инвестиций или эффективности торгово-посреднических схем.

Источник: https://ratel.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.