О таких, как он, образно говорят: на них земля держится. Но генеральный директор ТОО «Турар» Кайрат Оспанов не просто добросовестный фермер, а смелый и прагматичный стратег. И что важно: ведя собственное дело, он мыслит масштабно, выходя за рамки привычного. Думаю, это, прежде всего, помогло ему не только держаться на плаву двадцать пять лет, а весьма преуспеть в выбранном направлении. Уважаю людей, способных менять пространство вокруг себя к лучшему. На меня он произвел впечатление деятельного человека с горящими глазами.
В 1989 году Кайрат Оспанов вернулся из рядов советской армии. И решил заняться предпринимательской деятельностью.
«Я по специальности не сельхозник. Занимался бизнесом и только потом пришел в сельское хозяйство. Я все просчитал и понял, что это выгодное направление. В 90-е годы наступил крах, и государство не знало, что делать. Так всегда, когда в тупик заходят, крайним народ делают. Сначала довели все до ручки, а потом паи раздали, а там, делайте, что хотите.
Я решил заняться растениеводством, с перспективой на животноводство. Выбрал в Федоровском районе Камышинский сельский округ, собрал людей и предложил совместно работать. Но поставил условие. Что они мне их продают, поскольку об аренде не может быть и речи. А я со своей стороны обеспечиваю кормами и работой. Ведь на тот момент было все развалено, семян нет, техника на боку, света, газа и воды тоже не было. С 1997 по 2004 год поддержки со стороны государства абсолютно никакой. Люди карабкались, выживали, это я занимался бизнесом, поэтому мне полегче было.
Сейчас у меня 21 тысяча гектаров земли. Сеем 10 культур, в основном, это лен и чечевица – маржинальные культуры. Сегодня пшеница стоит 120 тысяч тенге за тонну. А чечевицу мы продавали за 370 тысяч. Хотя урожайность примерно одинаковая была. Выгода очевидна.
Кстати, когда растениеводством стал интересоваться, сразу решил, что буду развивать и молочное животноводство. И в 2004 году ферму построил.
На ферме вся работа выстроена по принципу гуманного отношения к животным, в помощь – современные технологии. Информацию считывают с чипов, закрепленных на ногах коров, это дает возможность держать на контроле каждое животное в стаде. Программа Dairy Plan определяет дату отела, заболевание, количество молока», – рассказывает Кайрат Оспанов.
Фермер просчитывает все на три шага вперед. Уже на старте работы своего хозяйства он знал, как обеспечить урожайность на полях. Первое и самое главное – посевной материал.
«Семена завозим из России. Также фермеры используют немецкую, канадскую, австрийскую и итальянскую селекцию. Если говорить о наших отечественных опытных станциях – они на грани развала. Я думаю, причины упадка даже не в низком финансировании. Знаете, даже если их завалить деньгами, они результата не дадут. Потому что ни у кого нет интереса. Я считаю, что все эти опытные станции надо передать в частные руки, выставить на аукцион и продать. Тогда будет развитие.
Нас приглашали на День поля в Курганскую область, там есть компания «Курган семена». Я был в шоке, увидев, как люди этим серьезно занимаются. Потому что там частный инвестор. У них научных сотрудников только 35 человек, которые работают над селекцией. А вы в Карабалык позвоните, сколько у них научных сотрудников? Если два-три будет, это хорошо.
У нас никто народ не слушает и не слышит. Надо разработать стратегический план развития сельского хозяйства. Если бы наши министры, хотя бы раз в месяц ездили по регионам и по деревням и на месте встречались с простыми крестьянами, спрашивали, какие есть вопросы, анализировали и предпринимали бы какие-то действия, был бы толк», – продолжает фермер.
Несмотря на все сложности, фермер без профильного агрономического образования готов часами рассказывать о своем детище. Кайрат Оспанов так увлекся процессом, что уже не представляет себя без него. Но, пожалуй, главное в этой истории, что у него получилось создать точку роста. В этом-то и есть патриотизм.
«У многих дефицит кадров, но у меня все в порядке. Надо нормально платить, и люди будут работать. У меня сейчас в штате 200 человек. Кто занимается растениеводством, у них три большие кампании: посевная, химпрополка и уборка. А в остальное время людям на что жить? Мои сотрудники круглый год работают. Зимой всю технику, которая летом задействована, ремонтируем. Плюс у нас большая животноводческая ферма по производству молока – 3,5 тысячи голов скота. Зарплата стабильная. Механизатор, к примеру, получает около 250 тысяч тенге. А средний оклад по предприятию 180 тысяч тенге.
Сейчас есть программа государственно-частного партнерства: бери и делай сам, не жди. Государство никому ничего делать не будет. Я лично построил двадцать домов за эти годы в своей деревне. Сделал водопровод, за свои деньги. Построил больницу, в ней пять медиков работает, есть скорая помощь», – с гордостью говорит Оспанов.
В планах у предпринимателя увеличить посевные площади до 30 тысяч гектаров. И расширить растущий молочный сектор предприятия. В течение пяти лет в Костанае будет построен молокозавод с широкой линейкой продукции из натурального молока премиум-класса.
Ксения Кожабаева,
Костанайская область