К таким выводам можно прийти, изучив аналитику Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», представленную в декабрьском сборнике информационных материалов о состоянии агропромышленного комплекса Республики Казахстан. Авторы исследования связывают рост ВВП сельского хозяйства в нашей стране за 9 месяцев 2021 года на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 вовсе не с успехами сферы.
«Рост ВВП сельского хозяйства больше связан с девальвацией национальной валюты, инфляцией и благоприятными мировыми ценами на зерновые и масличные культуры. Этот эффект может быть краткосрочным и в ближайшие годы экспортные цены могут снизиться ввиду наращивания производства зерновых и масличных культур в Российской Федерации, Украине и других странах, являющихся потенциальными конкурентами на традиционных экспортных рынках», — говорится в исследовании.
Далее приводятся довольно тревожные данные. Так, с момента обретения Казахстаном независимости и по сей день отмечается отрицательное сальдо внешнеторгового оборота сельскохозяйственной и пищевой продукции. А это значит, что о качественном прорыве по обеспечению продовольственной независимости в государстве пока говорить не приходится. По информации, указанной в сборнике, в страну ежегодно завозится только социально значимых продуктов на сумму свыше 350 млрд тенге.
В чём же причины такого кризиса? Их на самом деле много. Это и неэффективная система распределения бюджетных средств среди фермеров, и низкая производительность труда в сельском хозяйстве, экспорт не готовой продукции, а сырья, устаревший парк сельхозтехники и т.д.
Так, отмечается, что только за минувшие 5 лет в правила субсидирования больше 50 раз вносились изменения. Это не очень хорошо, поскольку фермеры дезориентированы и не могут строить долгосрочные планы развития.
В исследовании отмечается, на протяжении многих лет цели и задачи АПК были сосредоточены на развитии сырьевой базы без акцента на полный цикл производства. Конечно, в качестве сырьевого придатка для других стран далеко не уехать. Это давно поняли наши соседи, в частности, Узбекистан. Там вопросы обеспечения населения собственной продукцией эффективно решают с 90-х годов прошлого века. В отрасль привлекаются иностранные инвесторы, для которых создаются выгодные условия. Мощный импульс получило строительство систем орошения, действуют весьма выгодные кредитные программы. В Узбекистане сделали ставку на малый бизнес и не прогадали: по данным узбекской госстатистики, малыми предприятиями страны производится до 98% сельскохозяйственной продукции и 36,4% — пищевой продукции с ежегодным увеличением.
В сборнике приводятся основные меры государственной поддержки сельскохозяйственного бизнеса в Узбекистане и общая картина сравнивается с казахстанскими реалиями.
Узбекистан | Казахстан |
Форвардные закупки с/х продукции до 40% стоимости | — |
Государственное сервисное обслуживание (земля, семена, технологии, техника) фермеров | — |
Приобретение МТР у государственных компаний по сниженным ценам | Субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение ТМЦ |
Кредитование сельхозтоваропроизводителей до 9% годовых с льготным периодом в 2 года | Кредитование сельхозтоваропроизводителей от 6% годовых до 17% годовых с льготным периодом 2 года |
Кредитование ВПР до 3% годовых на 1-1,5 года | Кредитование ВПР от 6% годовых до 9 месяцев |
Лизинг сельхозтехники под 2% годовых на 1-1,5 года | Лизинг сельхозтехники от 14% годовых |
Субсидирование до 50% валютных кредитов | Кредитование в тенге с субсидированием процентной ставки до 7% |
Освобождение на 5 лет от таможенных платежей | — |
Освобождение от налогов и сборов на 5 лет | — |
Неплохо идут дела по обеспечению продовольственной независимости у россиян. Правда, наш северный сосед к этим мерам пришёл через путь взаимных санкций. Товары, попавшие под них, — говядина, свинина, мясо птицы, рыба, сыры, молоко и плодовоовощная продукция. На те продукты, по которым невозможно было организовать собственное производство, просто нашли новых поставщиков, вроде Турции и Бразилии. В целях импортозамещения был принят целый ряд нормативно-правовых актов, среди которых Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года.
И что получается. Благодаря таким мерам поддержки, как субсидирование элитного семеноводства, субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитным займам и т. д., даже в санкционных реалиях снижается доля импортных государственных продовольственных товаров, тогда как объёмы экспорта только растут.
Казахстану, считают авторы исследования, стоит также усиливать работу по импортозамещению, модернизации сельскохозяйственного производства, снижению финансовой нагрузки на бизнес и повышению доступности дешёвых и длинных финансов.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область