Объем закупаемых за рубежом продовольственных товаров растет 5 лет подряд, увеличившись за это время в полтора раза, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
При этом, разрыв между закупками и продажами продолжает расти. И, увы — не в пользу Казахстана. Рассмотрим ситуацию с мясом. С одной стороны – импорт снижается: на 2%, или $5,3 млн по итогам 2021 года. И стоимость ввезенной продукции снижается второй год подряд: с $272,1 млн в 2019 до $255,2 млн в 2021 году.
А вот экспорт растет: в прошлом году на зарубежных поставках было заработано $77,7 млн, что на 36% больше, чем в 2020 году, и в 4,3 раза больше, чем 4 года назад. Эти тенденции должны внушать легкий оптимизм?
Увы, эти же данные говорят о том, что Казахстан является чистым нетто-импортером: на покупку мяса за рубежом уходит в 3,3 раз больше средств, чем зарабатывается на его продажах.
Но с мясопродуктами ситуация еще хуже: с каждым годом импорт продукции становится все выше. За последние 5 лет траты на покупку этой товарной позиции за рубежом выросли в 2,6 раза — до $156,3 млн в 2021 году. Еще пару миллионов долларов к этой сумме добавляют макаронные изделия с начинкой (в том числе мясной), которые официальная статистика также включает в перечень мясопродуктов.
Две трети импортируемого в 2021 году мяса обеспечила домашняя птица. За год в РК было ввезено 168,5 тыс. тонн курицы, индеек и т.д. (это минимум за 5 лет, и минус 8,1% за год) на общую сумму $167,2 млн (+1,2%).
Еще $66,8 млн ушло на закуп мяса крупного рогатого скота, как замороженного ($36,2 млн), так и свежего ($30,6 млн). И это минимум, но за 3 года.
При этом Казахстан приобретает за рубежом все больше свинины: за 2 года закупки выросли в 5,2 раза. В прошлом году объем сделок составил $15,8 млн, а физический объем импорта – более 6,5 тыс. тонн.
Что касается мясопродуктов, то тут практически весь импорт представлен двумя позициями. Первая – это колбасы и аналогичная продукция. Только за последний год общая стоимость ввезенной продукции выросла на 38,2%, составив $109,4 млн.
Для невеселого сравнения: импорт транспорта для перевозки более 10 человек составил $35,1 млн. Это означает, что Казахстан на иностранную колбасу тратит в 3 раза больше, чем на автобусы.
Еще одна знаковая позиция импорта – готовые или консервированные продукты из мяса. В 2021 году стоимость ввезенной продукции составила $39,5 млн – это максимум по крайней мере с 2015 года, и почти на треть больше, чем в 2020-ом.
Ключевым поставщиком мяса и субпродуктов (но без учета мясопродуктов) в Казахстан являются не партнеры по ЕАЭС, и даже не приграничные страны. Больше всего мяса Казахстан закупает в США: в прошлом году общий объем сделок составил $81,8 млн, что, правда, почти на 10% меньше, чем в позапрошлом. На втором месте – Россия, импорт из которой в прошедшем году составил $69,4 млн, увеличившись за год на 14,2%. На третьем – Беларусь ($61,4 млн, -11,9%). Еще одним крупным поставщиком является Украина – $32,5 млн с годовым ростом в 10,5%. Единственной странной Центральной Азии, которая продает мясо Казахстану, является Кыргызстан. Однако здесь объемы, мягко говоря, небольшие: за год общая стоимость ввезенной продукции составила примерно 800 долларов.
Пролив немалые слезы над мясом, посмотрим, как обстоят дела во внешней торговле продовольственными товарами. Достаем еще один носовой платок. Если кратко, то, как и в случае с мясом, на импорт всех видов еды Казахстан тратит больше (в 2,7 раза), чем зарабатывает на зарубежных продажах.
В абсолютных величинах это так:
импорт продтоваров в 2021 году превысил $4 млрд, увеличившись за год на 16,4%, что составляет около $211 на каждого жителя страны;
экспорт принес $1,47 млрд, снизившись по сравнению с 2020 годом на 2,2% ($77,5 на человека).
А график выше показывает, что тренды еще более неприятные: объем закупаемых за рубежом продовольственных товаров растет 5 лет подряд, увеличившись за это время в полтора раза или на $1,33 млрд. Экспорт за это же время увеличился на 39,3% или $415,7 млн. То есть разрыв между закупками и продажами продолжает расти. И не в пользу Казахстана.
И контрольный выстрел. На графике ниже представлены 10 видов продовольственных товаров.
Верхние пять – это главные экспортные позиции. Нижняя пятерка – это ключевой импорт. Какие можно сделать выводы? Казахстан активно продает за границу растительное масло, но еще больше тратит на импорт. Аналогичная ситуация с табачной продукцией. Импорт макаронных изделий забирает 70% доходов от их экспорта. Так что фактически по крупным позициям Казахстан является серьезным нетто-экспортером одной только муки. И при этом тратит по $200 млн в год на покупку мучных изделий! То есть республика готова продавать сырье, но не готова обеспечивать продукцией из него внутренний рынок.
Обращает на себя внимание и большой объем импорта минеральных и газированных вод. За 6 лет объем сделок с ними вырос в 4,3 раза – с $45 млн до $195,5 млн. При этом только за последний год импорт увеличился на 73,8%. В Казахской ССР, где промышленных предприятий было больше, чем сейчас, сельское хозяйство в структуре ВВП республики занимало 33-34%. А сейчас не дотягивает и до 5%. Но это тема для другого разговора.
Источник: inbusiness.kz