История с душком. Жители Аксу продолжают жаловаться на зловония со стороны фермы «Крон-Агро»

Кадр видео ТОО "Крон-Агро"

Резонансная история о молочно-товарной ферме в Аксу получила свое продолжение. Пока чиновники проверяют обоснованность жалоб жителей, последние продолжают в собственных квартирах задыхаться от зловоний. Мониторинговая группа, к удивлению жителей, никаких нарушений на предприятии не увидела и даже неприятных запахов не почувствовала.

Противостояние продолжается уже несколько месяцев. Жители Аксу жалуются на специфический запах исходящий, по их словам, от фермы ТОО «Крон-Агро».

Жительница Аксу Анастасия ЖИДЕНКО купила квартиру неподалеку от фермы в сентябре прошлого года. Тогда запах был незначительным, ситуация изменилась в этом году, жители полагают, что из-за увеличения поголовья.

«Живу на Камзина, 5 через дорогу от этой фермы. Когда ветер дует со стороны предприятия, дома невозможно дышать, такое ощущение, что мы живем в коровнике. Запах в квартире стоит не только если открывать окна со стороны фермы, но и со двора. Он доходит до центра города, но этого не принимает ни фирма, ни Nur-Otan», — жалуется женщина.

По её словам, жители дома напротив по адресу Камзина, 6, писали коллективное заявление в акимат. «Крон-Агро» обещали пригласить жителей района. Выслушать их мнение и показать, как работает комплекс. Но особого смысла в таком посещении женщина не видит. Нужны эксперты и замеры с их стороны. Даже члены мониторинговой комиссии, которая приезжала неделю назад, никаких запахов якобы не почувствовали.

— То, что говорят, что запаха нет – неправда. Приезжали на прошлой неделе и дали заключение, что ничем не пахнет. А вот когда собрались уезжать — подул ветер и тогда они его ощутили. Не знаю, зафиксировали это или нет, но не будут же обманывать сразу все жители нашего района.

К жалобе Анастасии присоединяется Анна ШНАЙДЕР, которая живет на Железнодорожной улице, примерно в 700 метрах от фермы.

«Запах мы чувствуем постоянно и нас это не устраивает, помимо этого я боюсь того, что люди не станут покупать квартиры в нашем районе, потому что ферма стала реальной проблемой. В нашем районе самые высокие цены на недвижимость, знакомые хотели здесь купить квартиру и именно из-за запаха они отказались от покупки. Я боюсь, что через время и наши квартиры обесценятся», — говорит жительница Аксу.

Как рассказала женщина, люди не ожидали, что аким города Аксу Нуржан АШИМБЕТОВ встанет на их сторону. 

Вид из окна в одной из многоэтажек Аксу.

«Видимо, аким хотел нам помочь, и, наверное, ничего не изменится, но хотя бы попытаться стоит. Запах навоза появился после запуска этой скотофермы. При сильном ветре его слышно на другом конце города. Я работаю в четвертом микрорайоне и выходя на улицу, мы и там порой задыхаемся. Не обязательно жить рядом с ней, чтобы почувствовать этот запах», — сетует  Анна ШНАЙДЕР.

Слова женщин подтверждают и другие жители Аксу, даже те, кто проживает в центре.

«Абсолютно свежий, чистый воздух… «

После резонанса в социальных сетях аким Павлодарской области Абылкаир СКАКОВ поручил создать мониторинговую группу, чтобы разобраться в ситуации. Об итогах проверки сообщили спустя неделю.

Свое мнение о проблеме выразили депутаты, ветераны труда, эксперты и экологи.

Юрий ДУБОВИЦКИЙ недоумевает, почему крупную ферму разместили в городе

«Впечатление о предприятии у меня осталось неплохое. Как человека старой закалки и знаю, как развивались промышленность и сельское хозяйство в регионе. Предприятие действительно использует современные технологии и оборудование, комплекс по производству молока тоже неплохой. Одно непонятно, почему разместили этот комплекс на территории города?, задается справедливым вопросом член мониторинговой группы, эксперт в сфере сельского хозяйства Юрий ДУБОВЦКИЙ.

По его словам ферма по размерам санитарно-защитной зоны относится ко второму-третьему классу и размещается на расстоянии 300-500 метров при поголовье 800-1200 голов. В перспективе поголовье должно разрастись. Сейчас закуплено уже 1200 коров симментальской породы.

«По запаху от предприятия на который жалуются жители, можем сказать, что любой комплекс выделяет определенные запахи, расстояние, которое сейчас есть достигает до жилого сектора. Но что сейчас сделать то можно? Для сельских жителей этот запах привычен, для городских неприемлем. Поэтому придется идти на затраты, чтобы установить фильтры на натяжной вентиляции, использовать биологические препараты для ферментации продуктов жизнедеятельности. На 100% запах не уйдет, но если не расширяться, то можно добиться безвредного действия, — считает эксперт.

Также Дубовицкий рекомендовал высадить деревья и кустарники, чтобы предприятие ограждало от жилого сектора зеленой полосой. При этом, по словам эксперта, «не может быть и речи» о закрытии предприятия или его перепрофилировании, так как в него уже вложены миллиарды тенге. Не считая обработку орошаемых земель при ферме. Слова эксперта поддержали другие члены мониторинговой группы, ссылаясь на  современное оснащение, которое не вредит экологии.

Владимир БЕРКОВСКИЙ: «Никаких запахов мы не почувствовали… »

«Я присутствовал там и подтверждаю, что запахов никаких мы не почувствовали. Абсолютно свежий чистый воздух. Мы опросили людей живущих неподалеку, от которых исходят жалобы и хотим сказать, что большинство подтверждают, что запахов они не чувствуют», — заявил председатель комиссии по вопросам экологии и окружающей среды областного общественного совета Владимир БЕРКОВСКИЙ.

Берковский убежден, что противостояние между бизнесом и жителями началось из-за неосведомленности населения.

«Если бы с людьми поговорили, они бы убедились, что это экологически чистое предприятие не выделяет сверхнормы и успокоились бы. Вместо диалога с населением создали искусственное противостояние с бизнесом».

В стороне не остался совет ветеранов, председатель которого высказался в защиту молочно-товарной фермы.

Рымтай ШОКЕЕВ: «Возможно были какие-то ошибки при строительстве — всего не предугадаешь… «

Председатель Совета ветеранов области Рымтай ШОКЕЕВ считает, что от животных не бывает сильного запаха:

— Никогда не слышал, чтобы животные вредили экологии. Могу поспорить с любым сельхозником, Не скажу, что больше всех знаю, но я знаю сельское хозяйство и всю жизнь там работал и могу поспорить и доказать, что животноводство никому не вредит. Сейчас не советское время. Частный сектор строит себе фабрики, заводы, фермы, а мы здесь начинаем: это мне не нравится, то не нравится. Возможно, были ошибки при строительстве, всего не предугадаешь. Если комплекс высокотехничный, то пусть он работает. Мы же завод ферросплавов терпим уже несколько лет.  Зачем мы ведем разговор что кому-то что-то не понравилось?  У фермы есть перспективы, пусть предприятие работает на здоровье, пусть обеспечивает нас молоком, а мы сыр-бор устроили! От животных запаха сильного не бывает и не приносит вреда здоровью человека, а поговорить с населением я поручу нашему совету ветеранов.

Рекомендательный характер

Для большей эффективности работы мониторинговой группы, привлекли эколога из числа депутатов областного маслихата, которая дала свои рекомендации.

«Первый и самый основой пункт — это озеленение со стороны жилой застройки, согласно действующим СанПиНам нашей страны, максимальное озеленение территории должно быть не менее 60% от площади с обязательной полосой древесно-кустарных насаждений со стороны жилой застройки, Этот пункт — не выполнен со стороны предприятия, нужно организовать  высадку, чтобы снизить воздействие на окружающую среду», — сообщила ассоциированный профессор Кафедры биологи и экологии Ирина ЧИДУНЧИ.

Вторым пунктом эксперт обозначила ежеквартальное исследование воздуха на границе санитарно-защитной зоны. По её мнению, предприятие должно заниматься исследованием воздуха совместно с аккредитованной лабораторией. Воздух необходимо исследовать на содержание аммиака, сероводорода, пыли, диоксида азота и оксида углерода. При замерах, считает эксперт, необходимо чтобы присутствовали и представители предприятия и местных жителей, чтобы избежать различных домыслов.

Кроме этого, Ирина ЧИДУНЧИ посоветовала установить  датчики замеров атмосферного воздуха на источник их загрязнения со специальными LED-экранами, чтобы местные жители видели, есть загрязнения или их нет.

Эксперт порекомендовала рассмотреть возможность усовершенствования действующей технологии и расширение линейки применения препаратов для снижения в воздухе дурно пахнущих компонентов. А также рассмотреть внедрение штатной единицы эколога и систему менеджмента iso 9001 – качество, iso  14001 – охрана окружающей среды и iso 22001- пищевая безопасность.

По ее мнению, выполнение рекомендаций благоприятно повлияет и облегчит работу предприятию. Также специалист призвала привлечь независимых экспертов для проведения оценки на воздействие окружающей среды.

Независимое мнение

Во время онлайн-трансляции в социальных сетях высказалась эколог Светлана МОГИЛЮК, которая раскритиковала работу мониторинговой группы.

«Печально видеть очень низкий уровень понимания проблемы. Крупный скотоводческий комплекс сравнивать с несколькими коровами в сельском дворе — это крайне некорректно! Но и некоторые из спикеров уверяющие, что скотоводство не влияет на окружающую среду видимо вообще не понимают о чем говорят. Озеленение санитарно-защитной — это ответственность предприятия. Если разрешение выдано на 1000 голов, то превышение поголовья увеличивает нагрузку на окружающую среду. Жаль что так не компетентно обсуждают экологические вопросы. Буклетами решили снизить негативное воздействие!?», — считает председатель ОО «ЭКОМ» Светлана МОГИЛЮК.

После заседания нам удалось переговорить с экспертом и прояснить некоторые детали её крайне негативного отзыва:

Светлана МОГИЛЮК: «Люди мнят себя экспертами, что имели дело с одной или десятком коров в домашнем хозяйстве… «

«Очень безграмотное заседание, некорректные комментарии и мнения. Люди мнят себя специалистами только потому, что имели дело с одной дойной коровой, ну пусть будет с десятью, в домашнем хозяйстве. Когда коров становится тысячи объем воздействия совершенно другой и это действительно уже крупная ферма, которая по Орхусской конвенции по всем экологически нормативам уже требует особого отношения. Должны быть соответствующие очистные и санитарно-защитная зона. Понятно, что будет запах и значительное воздействие на окружающую среду, но  меры, которые предлагались по итогу этого заседания — это просто «поговорить с людьми».

По мнению специалиста, нужен независимый квалифицированный экологический аудит, что и предлагала сделать общественная организация «ЭКОМ». При этом, по данным Могилюк, такой независимый аудит будет проведен совсем скоро по инициативе акима области. Результаты этого аудита и должны прояснить картину.

На вопрос, целесообразно ли сейчас проводить общественные слушания председатель ОО «ЭКОМ» ответила, что сейчас по процедурам они уже не предусмотрены. Нужно было проводить до строительства фермы.

«Сейчас действительно сложный вопрос, понесены затраты, построена ферма, там работают люди. Вроде как хочется сохранить, но с другой стороны, почему люди должны жить в некомфортных условиях, а в условиях загрязнения, которое возникают от крупной животноводческой фермы? Реальное воздействие идет на атмосферный воздух, почему люди должны рисковать здоровьем?», — говорит эколог.

Специалист считает, что сейчас нужно оценить насколько молочно-товарная ферма соответствует нормативам и санитарно-гигиеническим требованиям. Она отметила, что в ходе обсуждения членами мониторинговой группы было озвучено несколько верных рекомендаций. Например, в части применения ферментации для более быстрого разложения навоза, который бы превращался в удобрение. И здесь пригодилась бы биогазовая установка. Она нужна чтобы навозную жижу преобразовать в удобрение, чтобы не было загрязнений. Но биогазовая установка — это очередные затраты и не каждый бизнес готов их нести. С другой стороны, экономить на здоровье и самочувствии людей нельзя, считает эксперт.

«На предприятии навоза нет»

В завершении совещания, комиссия выслушала доводы директора ТОО «Крон-Агро» Дидара БЕЙСЕНБАЕВА, который рассказал, что на предприятии применяются современные технологии, чтобы выбросов и вреда экологии было меньше. В частности, по его словам при навозоудалении применятся и сушка и препарирование отходов. Кроме того, для ускоренной ферментации применяются импортные препараты на основе кисломолочных бактерий, за счет которых уменьшается выделение аммиака и сероводорода.

Дидар БЕЙСЕНБАЕВ: «На территории хранения навоза нет…»

Как заверил глава компании, препарат уже применяли в те дни, когда приезжало комиссия. Хотя какое-то время и были проблемы с поставкой, но сейчас ситуация стабильная, доставка каждый месяц.

— После сепарации твердую  фракцию мы вывозим на поля и используем как удобрение, жидкую сбрасываем в резервуар. Вывозим по мере компостирования и используем в качестве азотных удобрений на наших же орошаемых участках. Так мы уходим от минеральных удобрений и уменьшаем себестоимость  нашей продукции. На территории предприятия хранения навоза нет, — заверил Бейсенбаев.

Также он заверил, что замечания по озеленению уже устранили — было высажено 1000 саженцев со стороны жилого массива, в зоне санитарной защиты. В ТОО даже сняли небольшой ролик, в котором отвергли все обвинения:

Несмотря на все заверения руководства компании и положительное заключение мониторинговой группы, жалобы на специфический запах продолжают появляться в социальных сетях и местных пабликах и сегодня.

Станислав МАНАКОВ, Павлодарская область (фото автора)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.