Или почему в СКО скрывают более 1 млн гектаров пастбищ?
Вчера, 25 марта, состоялось первое заседание новоиспеченной комиссии по земельной реформе. Было много мнений и заявлений относительно земли. Но, давайте все-таки плясать от печки. Как мы собираемся реформировать сферу, часть которой остается «в тени» и вне поля зрения государства? Причем ни власти на местах, ни Минсельхоз этот вопрос не то чтобы пытаются решить, а даже наоборот.
Не панацея, но…
Предполагается, что члены комиссии по земельной реформе изучат и предложат правительству и общественности своё видение решения вопросов учета и распределения земли в стране, для вовлечения её в экономический оборот и более эффективного использования. Очевидно, что земельная реформа должна быть подкреплена масштабными научными, экономическими, социальными и юридическими изысканиями – всё-таки в земельных вопросах всегда преобладала даже не экономическая, а политическая составляющая. Отсюда вывод: любые механизмы в рамках реформы должны иметь железобетонный фундамент, иначе — дискуссии и люди на площадях.
Однако, для начала необходимо видеть актуальные данные по наличию и состоянию сельскохозяйственных земель. И, казалось бы, такие данные у государства имеются – на платформе Qoldau.kz оцифровано сегодня почти 90% всех сельхозугодий Казахстана площадью чуть более 100 млн гектаров.
Но, оставшиеся 10%, а это более 11 млн гектаров – остается «в тени». Даже взять весьма «продвинутую» в аграрном плане Северо-Казахстанскую область, где из 1,9 млн гектаров пастбищ оцифровано только 900 тысяч гектаров. Это только 45%. Куда подевался ещё один миллион пастбищ, ведают только местные фермеры и власти.
«Проблема в нежелании сделать эту сферу прозрачной. Но по какой причине? Предположу, что часть этих земель используются как пашня и вовлечена «в серый» оборот, принося доход, который его бенефициары не хотят показывать. Опять же, статистику урожайности в регионе можно «улучшить». Но более вероятно, что этот миллион гектаров пастбищ просто-напросто отдан в скрытую субаренду, и с этого кто-то «зарабатывает». Всё это только предположения. Чтобы сказать однозначно, необходимо оцифровать все эти земли и сделать эти данные публичными», — говорит главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Кайрат СУЛТАНБЕКОВ.
По словам Султанбекова, в первую очередь в прозрачности этой сферы, читай — в оцифровке сельхозземель, должны быть заинтересованы местные власти. Так и анализировать экономику региона, отрасли проще. Да и для потенциальных инвесторов более понятнее, а значит и привлекательнее.
Только на днях на одном из заседаний местного маслихата глава региона Кумар АКСАКАЛОВ распекал подчиненных, что районные акиматы не работают, не привлекают инвестиции в аграрный сектор региона. Оцифровка сельхозугодий, конечно, не панацея. Но одна из составляющих инвестиционной привлекательности. Если, конечно, все эти разговоры по привлечению инвестиций – не дежурные фразы.
Объективности ради отметим, что Северо-Казахстанский регион – не самый худший в деле оцифровки земель. Хуже всего дела обстоят в Жамбылской области, где оцифровано только 61% сельхозугодий. Здесь и пастбища, и пашня, и сенокосы. Статистика по оцифрованным землям в разрезе областей и районов доступна для всех желающих на портале Qoldau здесь. Обратите внимание, что абсолютным лидером по оцифрованным сельхозземлям – в цифровую карту внесено 99,3% гектаров сельхозземель – является Карагандинская область, с её огромнейшей территорией. Самой большой в Казахстане. То есть размеры здесь не имеют значения. Для полной оцифровки сельхоземель региона нужна лишь политическая воля и прагматизм.
Двумя руками: одной — «за», другой — «против»
Вместе с «пробуксовывающей» оцифровкой обрастает бородой другая проблема – цифровой мониторинг эффективного использования пастбищ Казахстана.
В декабре прошлого, 2020 года в Казахстане была запущена обновленная информационная система идентификации сельскохозяйственных животных (ИСЖ), интеграция с которой необходима для мониторинга пастбищ. Информационная система ИСЖ доработана «Национальным аграрным научно-образовательным центром» (НАО «НАНОЦ»), входящим в структуру Минсельхоза. Это такая государственная база данных, в которой хранятся данные по всем зарегистрированным в стране сельскохозяйственным животным. Информация вносится ветеринарами на местах. А это данные о десятках миллионах голов скота.
В свою очередь, есть сервис «SuperVision Technology» по цифровому мониторингу земель на платформе «Qoldau». Этот сервис создан для мониторинга использования пашни и пастбищ. Во втором случае, сервис берет оцифрованные с ЭЦП фермера пастбища, закрепленные за конкретным хозяйством, загружает данные по наличию в этом хозяйстве сельхозживотных из вышеупомянутой базы данных ИСЖ, после чего сопоставляет эти данные с учетом норм нагрузки, утвержденным Минсельхозом. То есть это такой камеральный контроль, показывающий насколько эффективно используются пастбища.
К примеру, если скота нет или его мало, а пастбища есть и их много – значит они простаивают, при нагрузке менее 20%. Бывает, что пастбища из-за нехватки используются слишком интенсивно, что также чревато их деградацией – при нагрузке более 100%.
«Конечно, это всё «в идеале». На практике, нормы нагрузки нужны не в масштабах области, а хотя бы района, так как в границах области качество и «урожайность» или, правильнее, «ёмкость» пастбищ, может сильно отличаться. Этот вопрос не так давно поднимали участники кустовых семинаров, проведенных АО «Информационно-учетный центр» по вопросам мониторинга земель. Есть нестыковки при стойловом содержании КРС. Но система постоянно оптимизируется, чтобы повысить эффективность мониторинга. При этом оптимизация системы требует предварительной корректировки законодательной, нормативно-правовой базы, а это всегда бюрократия и длительные сроки, но работа ведется», — заверяет главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Азамат КУРМАНОВ.
А пока все эти «улучшайзинги» преодолевают бюрократические барьеры, пришла беда откуда ждали: пропала интеграция с системой идентификации животных, проще говоря, пропала связь между сервисом мониторинга и базой ИСЖ.
Как сообщали в АО «ИУЦ» в официальном пресс-релизе, спустя почти два месяца интеграция с ИСЖ была дана, но в усеченном формате. Стали доступны 14 из 26 параметров животных, необходимых для системы. После обмена несколькими официальными письмами, «НАНОЦ» предоставил полную интеграцию, но без «истории» животного, то есть данные предоставляются на момент обращения, по принципу «запрос/ответ». Это не позволяет проводить полноценный мониторинг пастбищ, так как запросов слишком много – десятки миллионов ежедневно, и масштабный мониторинг с многочисленными запросами просто-напросто «уронит» сервера с ИСЖ.
Пока сервисы мониторинга рационального использования сельхозземль (и некоторые другие аграрные сервисы) простаивают без интеграции, в рамках первого заседания Комиссии по земельной реформе министр Сапархан ОМАРОВ докладывает присутствующим о том, сколько и где выявлено неиспользуемых гектаров пашни и пастбищ.
Совпадение? Разумеется.
Было бы глупо подозревать, что Минсельхоз Казахстана существует в двух параллельных мирах. Кажется, наоборот: два параллельных мира как-то сосуществуют в одном Минсельхозе. В одном мире есть проблема рационального использования земель, в другом – проблема отсутствия интеграции для мониторинга использования сельхозземель. И эти миры никак не соприкасаются.
Хотя определенно есть повод для оптимизма: судя по сообщениям Минсельхоза, в первом из миров жизнь налаживается. Благодаря мониторингу данных с 2016 по 2020 годы площадь «выявленных неиспользуемых сельхозземель по республике составила 15,4 млн га. Из них в госсобственность возвращено 5,6 млн га, вовлечено в сельхозоборот 5,4 млн га, в процессе изъятия через судебные органы – 4,4 млн га.
Почти 4,5 млн га сельскохозяйственных земель пытаются изъять в государственную собственность через суд в Казахстане», — цитирует главу аграрного ведомства пресс-служба МСХ РК.
При этом, в ведомстве отметили, что «По результатам пилотного проекта космического мониторинга земель, который проходил с января по декабрь 2020 года в Акмолинской, ВКО, Костанайской и Мангистауской областях, было выявлено 8,3 млн га неиспользуемых сельхозземель (7,6 млн га пастбищ и 0,7 млн га пашни). Из них в госсобственность возвращено 2,6 млн, в сельхозоборот заново вовлечено 2,2 млн, в работе местных исполнительных органов находятся 3,5 млн.
В связи с успешным опытом было решено запустить космомониторинг на всей территории республики с 1 января 2021 года».
«То есть одной рукой Минсельхоз рисует всем, в том числе членам Комиссии по земельной реформе, радужные картины мониторинга сельхозземель и отмечает его эффективность. Другой рукой, в лице «НАНОЦ» под разными предлогами и отписками не дает полноценной интеграции для дальнейшего мониторинга сельхозземель, в частности, пастбищ. Это, как минимум, выглядит странным», — удивляется Азамат КУРМАНОВ. А вместе с ним удивляемся и мы.
Кроме того, по словам спикера, интеграция сервиса мониторинга с ИСЖ обеспечивает поступления в доход госбюджета повышенной платы (20-ти кратной) на неиспользуемые земельные ресурсы. Реестр этих земучастков формируется по состоянию на 1 апреля и 1 октября текущего года. А это, по оценке специалиста, около 21 млрд тенге с 21 млн гектаров неиспользуемых пастбищ.
Так не «частно»!
По словам Азамата Курманова, идею интеграции сервисов Qoldau с государственными базами данных всецело поддерживают и в Национальной палате предпринимателей «Атамекен». И в самом деле, в недавнем интервью порталу Eldala.kz управляющий директор — директор Департамента строительства и земельных отношений палаты Назира УСЕНОВА заявила:
«Все имеющиеся в госбазах сведения должны быть интегрированы с Qoldau», — считает Усенова.
Правда, имеет значение контекст этих заявлений. В упомянутом материале представитель нацпалаты работу платформы Qoldau оценивает критически, объясняя свою позицию тем, что данные в систему вносятся самими фермерами, а значит, не исключены ошибки, из-за которых, якобы, эти земли у фермеров могут отобрать.
Но, как считает специалист АО «Информационно-учетный центр» Кайрат Султанбеков, всё не так просто. По его словам, когда система показывает какие-то хозяйства из «группы риска», то специалисты внимательно изучают снимки и анализируют их. Если есть необходимость, берутся более качественные снимки высокого разрешения. После чего высылается уведомление об устранении ошибок, если они на самом деле имели место. То есть никто в первый же день на фермера в суд не подает и землю не отбирает. Вначале идут разбирательства, на уровне местных управлений и отделов сельского хозяйства, отделов земотношений.
«У меня есть множество видео таких вот онлайн-обсуждений, где я предоставляю результаты мониторинга, показываю с помощью снимков, как сильно отличаются соседние поля, на которых «якобы» фермер сеял пшеницу. Часто так выходит, что чиновники на местах пытаются как-то прикрывать некоторых фермеров, поддержать их – но тут простая солидарность. Не знаю из-за чего. Может из-за страха нести ответственность. Чем большую площадь ты заявляешь, тем больше субсидий на удобрения, льготного топлива и так далее ты можешь получить. А это уже мошенничество, и ряд уголовных дел было возбуждено после мониторинга. Поэтому власти на местах могут саботировать сам мониторинг, рассказывать о его неэффективности и, якобы, неподтвержденных нарушениях, выявленных Qoldau. По каждому конкретному случаю я готов обсуждать конкретно: с кадастровыми номерами, со снимками полей, с результатами их анализа. Готов нести ответственность за свои слова и признать какие-то ошибки в работе платформы, если они на самом деле имеются», — утверждает Кайрат Султанбеков.
И кроме того, отмечает спикер, данные в государственную базу идентификации сельскохозяйственных животных также вносятся вручную сами животноводами, ветеринарами агроформирований или сельскими ветеринарами, что также не исключает наличия ошибок при заполнении.
Примечательно, что представитель Национальной палаты предпринимателей предлагает в качестве альтернативы Qoldau подключиться государству:
«Альтернативой системе Qoldau может служить система «Ғарыш Сапары», управляющая государственными спутниками. Она предоставляет актуальные (и бесплатные) спутниковые снимки. «Атамекен» считает необходимым изучить такую возможность», — цитируем всё с того же материала.
Практически все сервисы, расположенные на платформе Qoldau, разработаны и принадлежат частным компаниям. Из бюджета на создание этих сервисов и их поддержку не потрачено ни одного тенге. Причем, используются также бесплатные снимки европейских спутников. Об этом говорят уже разработчики платформы.
Но палата предпринимателей предлагает пододвинуть частные инициативы в сторону, оставив решение вопроса за неповоротливой госкорпорацией, которая то и дело фигурирует в уголовных делах о хищениях или нецелевом использовании миллиардов тенге из бюджета. Где же здесь зарыта собака по кличке Логика?
«Проблема в том, что многие воспринимают бюджет, как бесхозную, безразмерную субстанцию. Но это, в конечном счете, деньги самого бизнеса, самого населения. Это налоги. Для меня удивительно такое слышать от нацпалаты, мол, давайте решим за счёт государства. На это снова спишут миллиарды тенге. Если Qoldau работает плохо, создайте конкурентов, поддержите их. Сделайте лучше. Так, чтобы была конкуренция и развитие рынка. Но зачем руками государства топить в бюрократии частные инициативы, тем более в такой отрасли как сельское хозяйство, где цифровизация только-только набирает обороты», — снова недоумевает Азамат Курманов.
Курманов согласен с Назирой Усеновой, в части проблемы сохранения истории данных севооборота по каждому полю. И эту проблему уже озвучивали ранее во многих регионах как сами фермеры, так и специалисты отделов сельского хозяйства. Изменения в программную часть платформы и сервисов уже внесены, так что в скором времени такая опция в личном кабинете агрария станет доступна.
Лошадь, телега, движение…
В общем, пока не решен вопрос полноценного учета сельскохозяйственных угодий в стране, нельзя говорить и реформировании в этой сфере. Каждый гектар пашни, пастбищ и сенокосов должен быть оцифрован, считают специалисты-разработчики платформы Qoldau. Тем более, оцифровать осталось не так много: всего 10% от 101 млн. гектаров всех сельскохозяйственных земель. Лишь бы нацпалата, громко выкрикивая лозунги в защиту частного бизнеса, не разбудила дух предпринимательства в самом государстве.
Тевдоре Пушкайтс, специально для Agroqogam.kz