Ерлан Шарипов: «Сейчас скотокрады мобильные, и скот воруют очень быстро»

Казалось бы, времена, когда скотокрады промышляли на Диком Западе, давно канули в Лету. Но даже сейчас воровство лошадей и коров по-прежнему лишает фермеров покоя. Животноводы терпят многомиллионные убытки.

В Костанайской области только за последние шесть месяцев было зарегистрировано 45 фактов краж. В основном, скот воруют с вольного выпаса, реже из сараев. Последний громкий случай произошел в Алтынсаринском районе в конце июня.

«Пять скотокрадов целенаправленно ездили по полям, наблюдали, где пасутся лошади без присмотра. Ночью перегоняли скот на территорию другого района. Затем по две-три лошади забирали и обратно отгоняли табун в сторону. Это длилось около четырех дней. Они ухитрились загрузить в тентованные газели уже 10 голов скота, тут-то мы и произвели задержание. Материальный ущерб был довольно внушительный – 20 миллионов тенге. Они специально выбрали неприметные машины, так как газель обычно используется для перевозки продуктов, мебели, но никак не животных. Когда «Газель» едет по трассе, никто даже не догадается, что она везет. Пока не подъедешь сзади и не почувствуешь запах или не увидишь, что что-то сыпется или проливается. Кстати, на моей памяти были случаи, когда скот перевозили в КАМАЗах, предназначенных для перевозки фруктов. А у нас лошадей загружали и увозили на юг», – рассказывает сотрудник управления криминальной полиции Ерлан Шарипов.

Современные скотокрады – это, в основном, люди среднего возраста и достатка, рассекающие по полям на джипах. Но мотивация преступников такая же, как и 200 лет назад, – легкие деньги. Цена за лошадь варьируется от 300 до миллиона тенге, коровы – от 150 тысяч тенге и выше, все зависит от породы. Поэтому преступники могут неплохо навариться.

«Сейчас скотокрады мобильные, и скот воруют очень быстро. Они за ночь успевают прогнать табун на расстояние до 80 километров. Бирки легко срезают и устанавливают новые. С клеймом чуточку сложнее, но умельцы его легко подделывают. Чаще всего кражи происходят в Костанайском и Аулиекольском районах, где совершается 30 процентов от всех скотокрадств в области. Почему именно там? Потому что это транзитные районы. И, к примеру, в Аулиекольском районе самое большое количество скота в регионе. Но, пожалуй, главная проблема – конечно же, халатное отношение владельцев.

У нас как люди пасут скот? – Выгнали утром, табун бродит без пастуха, вечером поехали, посмотрели, на следующий день приезжают – скота уже нет. Проходит, как минимум, три-четыре дня, а потом они приходят к нам и просят найти пропажу. А время упущено. Мы с акиматами сейчас активно отрабатываем вопрос о том, чтобы люди организованно пасли скот, и обязательно был заключен договор с табунщиком, а животное было с тавром. Это самый надежный и проверенный способ предотвращения воровства скота».

«Больше 200 голов скота мы вернули. Часто скот без бирки, без тавра, чей он – непонятно. Мы исключаем споры по принадлежности животных. Доходит до того, что некоторые даже везут анализ крови в генетические лаборатории, чтобы установить: его это лошадь или нет. В этом году на таврение скота выделено 34 миллиона тенге. Сейчас в Костанайской области насчитывается КРС – 488 831 голова, МРС – 475 367 голов, свиней – 107 932 головы, лошадей – 148 824 головы, верблюдов – 263 головы.

Для нас основное в нашей работе – профилактика и предупреждение. Если хозяин хорошо смотрит за скотом, пасет его в табуне и есть оборудованные загоны, то кража исключена. Если хозяин не смотрит за своим скотом, то его привлекут к административной ответственности по статье 408 Кодекса об административных правонарушениях РК, штраф по которой составляет от трех МРП. Хочу отметить, что в области у нас есть загоны для временного содержания бродячего скота в каждом сельском округе – всего 176. Там животное находится до тех пор, пока не найдется хозяин. За полгода уже 1300 владельцев скота привлечено к ответственности», – объяснил полицейский.

Человеческая лень и скупость раз за разом дают скотокрадам возможность безнаказанно совершать преступления, а рост цен, ухудшение экономической ситуации рождают новых любителей легких денег, которых не останавливают тюремные сроки от 3 до12 лет.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.