Ерболат Кармамбаев: «Казахстан должен отказаться от «оброка» в Продкорпорацию при экспорте твердой пшеницы»

— Министерство сельского хозяйства РК (далее МСХ) в очередной раз вмешивается в рыночные отношения зернового рынка посредством нетарифного регулирования. Эта практика становится тенденцией в МСХ, что не придает оптимизма со стратегической инвестиционной точки зрения.

Стоит вспомнить, что два года назад введенные МСХ ограничения (квоты) по экспорту пшеницы буквально взорвали зерновой внутренний и среднеазиатский рынки. Цены на пшеницу выросли, вследствие чего подорожали мука, хлебобулочные изделия, корма и продукция животноводства и птицеводства, а в соседних странах-импортерах возник дефицит зерна, муки и кормов, вследствие чего обострились внешнеполитические отношения.

Как мы помним, под давлением общественности МСХ отменило введенные квоты, что привело к стабилизации ценовой конъюнктуры. Цены вернулись на прежний уровень, спала политическая напряженность. На данном конкретном опыте констатируем факт, что принятые меры МСХ привели к противоположному эффекту. На примере квотирования пшеницы весной 2020 года МСХ хотело как лучше, снизить цены, но почему то что-то пошло не так.

Настала весна 2022 года. Новый министр сельского хозяйства издает Приказ от 16 апреля 2022 года № 110, на основании которого к распределению квоты на вывоз пшеницы (код ТН ВЭД — 1001) с территории Республики Казахстан допускаются заявители, реализовавшие в пользу АО «НК «Продкорпорация» 10 процентов от заявленного на экспорт объема пшеницы по 116 тысяч тенге за тонну. К сведению, рыночная цена мягкой пшеницы на 29.04.2022 варьирует в пределах EXW 155-165 тыс. тенге за тонну в зависимости от качества и расположения элеватора. Почувствуйте разницу и посчитайте маржу Продкорпорации, которую заработает своим «непосильным трудом» в случае экспорта закупленной пшеницы в третьи страны.

Новые телодвижения МСХ РК, связанные с очередной попыткой регулирования внутреннего рынка и введением квотирования, также вызывают много вопросов. В рамках распределения количественных ограничений (квот) в 2022 году под ограничения попала твёрдая пшеница (дурум).

К сведению, в Казахстане возделывают ежегодно около 400 тыс. га твёрдой пшеницы, агротехнология которой отличается от сортов мягкой пшеницы. Валовый сбор пшеницы зависит от урожайности, которая варьирует от 10 до 17 центнеров с гектара в среднем по стране. Казахстан экспортирует ежегодно 350-500 тысяч тонн, то есть 65-80% произведенного объема. В основном, экспорт дурума осуществляется в страны ЕС (Италия), в РФ и в Турцию. Другими словами, дурум является нишевой экспортной продукцией, а её цена внутри страны зависит от мирового спроса и предложения. Твёрдая пшеница не влияет на стоимость муки и хлебобулочных изделий в Казахстане. Надеюсь, в МСХ РК осведомлены, что дурум используется для производства пасты и макаронных изделий. Внутренний рынок Казахстана оценивается потреблением макаронных изделий в объеме 125-135 тыс. тонн в год, большая часть которых у нас в стране производится из пшеницы мягких сортов. Из этого следует очередной эмпирический вывод, что спрос внутри страны на твёрдую пшеницу ограничен, и данная культура выращивается исключительно для экспорта, например в Италию.

Чтобы экспортировать дурум в Италию, которая расположена за «тридевять земель и семь морей», цена которого в портах Адриатического моря варьирует в пределах 580-625 долларов, необходимо организовать и оплатить логистику, стоимость которой колеблется в текущем сезоне выше 175 долларов. Сумма колоссальная, и она состоит из таможенных процедур, сертификации, страхования, ж.-д. тарифа до портов Черного моря, услуг портов по перевалке зерна, а также стоимости фрахта судна до портов Адриатического моря.

Кроме того, в стоимость экспорта входят и проценты за оборотные средства, так как срок от покупки дурума с элеватора и доставки его до конечного итальянского потребителя составляет 2-2,5 месяца. С введением квотирования с 16.04.2022 года и обязательного «оброка» экспортер должен продать Продкорпорации 10% пшеницы (мягкой) от экспортного объема по бросовой цене в 116 тыс. тенге.

Установленная цена за право получить фитосанитарный сертификат в КГИ МСХ РК для экспорта дурума в дальнее зарубежье при текущей ценовой конъюнктуре является губительной. Продкорпорация установила слишком высокий спред между своей «квотной» ценой и рыночной ценой на мягкую пшеницу, тем более на твёрдую, которая стоит еще дороже. Высокая разница в ценах приведет к снижению конкурентоспособности дурума на европейском рынке именно в тот самый период времени «до нового европейского урожая», который благоприятен казахстанской твёрдой пшенице. Именно в этот период казахстанский дурум свободно конкурирует с мировыми поставщиками, но, к большому разочарованию участников зернового рынка, именно в этот период КГИ и МСХ ставят большой заслон в виде увеличения экспортной стоимости перед отечественными экспортерами дурума.

Несмотря на высокую стоимость расходов (175 долларов за сертификаты, ж.-д. тариф, фобинг, фрахт), наша твёрдая пшеница умудрялась конкурировать с мировыми поставщиками и доставлялась «за горами, за морями» до итальянских портов. Но введенная квота МСХ и «оброк» Продкорпорации являются сильным «ударом в спину». Так, при экспорте 3.000 тонн дурума в Италию удорожание в портах Адриатического моря должно произойти на 25-30 долларов, только потому что нужно продать Продкорпорации 10% по цене в 116 тыс. тенге. Пойдут ли покупатели в Италии на такой шаг, давайте, спросим у наших чиновников.

Конкуренция на мировом рынке дурума очень жесткая, и потому объемы дурума, поставляемого в Италию из Казахстана, ежегодно сокращаются, например, в 2017/18 годах наша твёрдая пшеница была поставлена в Италию в объёме более 330 тыс. тонн, а в прошлом сезоне чуть более 70 тысяч тонн.

С высоких трибун и СМИ мы слышим призывы государственных служащих о развитии экспорта, но на практике МСХ РК вносит хорошую лепту в сокращение объема экспорта твёрдой пшеницы через квоты и через «оброк» Продкорпорации. МСХ РК, КГИ МСХ РК и Продкорпорация (это, по сути, один государственный холдинг с дочерними предприятиями), включив твёрдую пшеницу в квотирование и наложив на его экспорт «оброк» в размере 10% по бросовой цене поставили крест на экспорте дурума в Италию. 10% «оброка» на экспорт дурума приведёт к убыткам экспортёров, к дальнейшему падению спроса, падению внутренней цены на нишевую экспортную культуру, а также к снижению доходности хлеборобов и т.д.

В действиях МСХ РК не прослеживается ни логики, ни здравого смысла, и тем более, ни государственной экспортной политики. Среди экспертов зернового рынка бытует мнение, что дурум попал в санкционный список квот из-за возможности фальсификации экспорта. То есть присутствует коррупционная составляющая и возможность посредством разных инструментов и лиц, вывезти мягкую пшеницу по документам твёрдой пшеницы. Но надо знать, что ни Италия, ни другие страны ЕС не покупают фальсификат и тем более фальсифицированные сертификаты. Они не будут покупать мягкую пшеницу под эмблемой твёрдой. А что касается экспорта твёрдой пшеницы в страны Средней Азии весной 2020 года в период действия квот в рекордных объёмах, то здесь необходимо задать вопрос напрямую в КГИ МСХ РК, который отвечает за выдачу сертификатов. Если виной тому может послужить коррупция, а также возможности фальсификации документов, то почему убытки и ответственность должны нести экспортеры и хлеборобы?

Господа чиновники, а причем здесь дурум и Продкорпорация? Зачем и почему МСХ РК ограничило экспорт твёрдой пшеницы в страны Европейского союза? Какую цель преследует данное ограничение?

Обращаюсь к Правительству и Министерствам, курирующие торговлю и экспорт, в частности, к МСХ РК, к КГИ МСХ РК, к АО «НК «Продкорпорация», чтобы приняли все оперативные меры и исключили ТВЁРДУЮ ПШЕНИЦУ (ДУРУМ) казахстанского происхождения из Приказа МСХ РК от 16 апреля 2022 года № 110 и освободили экспортеров дурума в страны ЕС от реализации 10% от объема экспорта в пользу Продкорпорации. Освободите экспорт твёрдой пшеницы в страны ЕС от 10%-го «оброка». Это обращение обосновано той самой простой причиной, что европейские страны покупают ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО наш КАЗАХСТАНСКИЙ ДУРУМ.

Обращаюсь к KazakhExport, чтобы посодействовали в решении вышеуказанного обращения, и внесли свой самый эффективный вклад в развитие экспорта дурума и сохранение рынков сбыта.

Обращаюсь к НПП «Атамекен», чтобы также посодействовали в решении вышеуказанного обращения и уберегли экспортеров от убытков, а хлеборобов от снижения доходов.

Обращаюсь ко всем отечественным ассоциациям и СМИ, имеющих отношение к аграрному сектору, оказать помощь в решении вопроса об освобождении экспорта ТВЁРДОЙ ПШЕНИЦЫ (ДУРУМА) в страны Европейского Союза от 10%-го «оброка» по бросовой цене в пользу Прдкорпорации.

Этот вопрос актуален как никогда, и требует оперативного решения, так как «окно» для экспорта казахстанского дурума в Италию будет в мае и июне, как раз в период действия квот.

Автор – эксперт зернового рынка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.