Ева Жигалина: «Во время кокпара ко мне относятся на равных, я как пацан!»

Приборная панель покрыта тонким слоем пыли. А меня с неотвратимостью поглощает полуденная духота. Дорога неровная и местами каменистая. Пункт назначения — Каскелен. Небольшой городок, расположенный вблизи гор. Погода в этих местах заслуживает отдельного внимания, утром здесь как в Сибири, в обед как в Шымкенте, а вечером как в Лондоне – прохладно и сыро.

Доезжаем до пункта назначения. Вижу ферму: приземистый, с большой крышей дом, окруженный зеленью, тут и там небольшие хозяйственные постройки. В воздухе остро пахнет свободой и настоящей жизнью, наполненной чувствами до краев. Запахи, которые мы почти забыли, находясь в городах. Здесь живет Ева Жигалина – девушка-кокпарши.

Кокпар – это древняя популярная конно-спортивная игра среди казахов, кыргызов, алтайцев, башкир, узбеков и других народов Азии. Симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу барана, которой нужно не только завладеть, но и забросить в «казан» (ворота) команды соперника. Считается сугубо мужским видом спорта.

Ева – стройная девушка с загорелым лицом – встречает меня и сразу уводит в сторону конюшни. В просторных стойлах, тряся гривами, перетаптываются с ноги на ногу 10 породистых скакунов. Тут есть данчаки, буденновские, поляки, костанайские, как чистопородные, так и полукровки. Этих красавцев Ева разводит для кокпара и байги. Самый видный — рыжий конь Самсон: ее главный талисман и участник всех соревнований.

Каждое стойло имеет отдельный вход, это нужно, чтобы лошади не имели контакта между собой. Характеры бывают разными: возможны конфликты. Они, как и люди, со своими особенностями. Одни любят, чтобы их чесали и гладили, словно домашних кошек. Другие до того импульсивные, что будут показывать свой дикий нрав.

— Конюшня — это моя жизнь, — говорит Ева и отходит в сторону, как будто она сказала всё самое главное,  и разговор окончен. – Но после паузы продолжает, – У меня было счастливое детство. Мы всегда держали лошадей. Где-то в 10 лет я в первый раз села на лошадь и после этого с нее не слезала. А в 15 уже начала участвовать в кокпарах. Меня никто этому не учил, все сама.

— Что вы почувствовали, когда первый раз увидели лошадь?

— Тепло и любовь. Это чувство у меня уже не забрать. Я стала жить лошадьми.

Ее день начинается еще до рассвета. Лучший овес, лучшее сено, теплая вода, мягкая постель из чистейшей ячменной соломы! Лошади требуют особого внимания: они не станут пить грязную воду или кушать пропавший корм.

— Скажу больше: если лошадь попила из лужи, можете смело пить сами, не отравитесь точно,— говорит хозяйка.

— Как лучше подходить к лошади? — спрашиваю я. 

— Не надо бояться. Вы идете к нему, — Ева уверенной походкой идет навстречу Самсону. Подошли и начинаете с ним играть. С лошадьми на равных надо общаться. Это ведь табунное животное, а в табунах всегда установлена иерархия. Если все делать правильно, то можете легко стать лидером, доминировать во время обучения, не вызывая при этом чрезмерного страха. Невозможно передать ту невидимую связь, которая происходит между человеком и лошадью. Лошадь словно видит тебя насквозь. Твои страхи и переживания и в том числе твою силу духа, волю и уверенность, — ласково глядя на коня, говорит девушка-кокпарши.

Раньше кокпар был скрыт от женского взора. Игры кочевых гладиаторов могли лицезреть только другие представители мужского пола, для женщин они были под запретом. Считалось, что если они появятся на кокпаре, то произойдут какие-то несчастья.

— Я 15 лет занимаюсь кокпаром. И до сих пор встречаются люди, которые не понимают мое увлечение. Но местные аксакалы наоборот поддерживают. Когда играю в кокпар, ко мне относятся на равных, по-свойски, я как пацан среди них. Сейчас я один из самых активных игроков в Жамбылском и Карасайском районе. Подходящих лошадей для этой игры мы с мужем находим в Европе, Азии и соседней России. Не так давно наша конюшня пополнилась еще одним жеребцом из далеких американских прерий, — с гордостью рассказывает Ева.

Первый официальный чемпионат Казахстана по кокпару был организован в 2001 году. В нашей стране этот спорт лучше всего развит в южных регионах. В последние годы игра переживает второе рождение и выходит на мировую арену. Сегодня в кокпар играют в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Китае, Турции, Монголии, России. 

— В кокпаре самое сложное – забить «гол». Это игра силовая, чтобы выдержать два двадцатиминутных периода против соперников, нужно быть в подобающей физической форме. В кокпар не смогут играть слабые духом люди, тут кипят настоящие сумасшедшие страсти. Туша козла или барана около 70 килограмов, тяжеловато конечно, но я трудностей не боюсь. Особую подготовку проходят и скакуны. Если лошадь слабая, ничего не получится. Поэтому важно тренировать лошадь под себя. Здесь влияет все, и многочасовые тренировки и правильный рацион питания.

Лошадь и движение, воля, резвость и скорость это почти что слова синонимы. Когда выпускаешь их из загона, чтобы побегали, такое начинают вытворять, чуть ли не через голову прыгают,— с любовью в голосе говорит Ева Жигалина.

Планы у девушки-кокпарши такие же широкие, как ее душа. Она мечтает основать профессиональную школу верховой езды. Чтобы лошади доставляли радость и другим людям. А пока она занимается разведением породистых скакунов и популяризирует древнюю национальную игру.

— Хочу, чтобы конюшня жила, чтобы сюда приезжали люди, —подытоживает Ева.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.