В Казахстане хотят запретить ввозить импортное сырье автомобильным транспортом

По мнению отечественных переработчиков, это все равно что «лечить больной палец ампутацией всей кисти».

Проблемы эффективности таможенного контроля внезапно захотели возложить на казахстанских переработчиков. В частности, предложив на уровне премьер-министра, запретить из-за обильного серого импорта завозить сырье – зерновые культуры, семена подсолнечника, а также муку, автомобильным транспортом. Такая идея некоторых отраслевых союзов, по мнению председателя Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкара Ибрагимова, не просто необдуманная, но и является настоящей угрозой для агропромышленного комплекса страны и для продовольственной безопасности.  

«Невооруженным глазом видно, что проблема и предлагаемое решение не соответствуют друг другу. По той простой причине, что если и есть нарушения, связанные с таможенной регистрацией, то при чем здесь вид транспорта. Возможно, проблема кроется в недостаточной эффективности работы таможенного контроля, нуждающаяся в доработках и проверках. Это как лечение больного пальца, путём ампутации кисти. Прежде чем предлагать данные меры необходимо понять к чему это может привести», — считает Ядыкар Ибрагимов.

Проблема в том, что большие объёмы тех же семян подсолнечника перерабатываются в Восточном Казахстане. Сырьё для производства идёт, в том числе, и из соседних российских регионов. Километраж – от 100 до 500 км. Оптимальный именно для перевозок автомобильным транспортом. 

«К слову, за 9 месяцев нынешнего сезона, импорт семян подсолнечника из России составил 172 тыс. тонн. Это в 4.2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. Половина объёма завезена автотранспортом. С точки зрения логистики, в граничащих регионах нашей республики с округами России, дешевле и удобнее завозить сырье именно автомобильным транспортом. Это быстрее, как минимум в 3 раза, и дешевле по сравнению с железнодорожными перевозками. Разница, для сравнения, составляет 1000-1500 рублей за тонну», — отмечает эксперт.

И пересаживать всех на железную дорогу – значит планомерно загнать переработку, находящуюся и так не в лучших условиях, в кризис. В период уборочной кампании всегда имеет место дефицит вагонов и локомотивов. Как справляться с этим – не понятно. Отдельная головная боль – условия погрузки. В железнодорожном транспорте они особые: в крытых вагонах сырье нужно фасовать по мешкам, а нефасованное – перевозить только в зерновозах. При  столь коротких расстояниях это бессмысленно и затратно.

«Все эти минусы, вместе взятые в итоге, сказываются на удорожании себестоимости сырья, которое в свою очередь отразится на готовой продукции. По этим причинам автоперевозки являются оптимальным вариантом и неотъемлемой частью процесса импорта семян подсолнечника из приграничных регионов России», — отмечает Ядыкар Ибрагимов.

К слову о сером импорте, ставшем причиной странной для перевозчиков инициативы. В Казахстане действуют количественные ограничения на вывоз семян подсолнечника. Потому возможность серых схем, считает эксперт, сводится к нулю.

«На сегодня практически весь объём семян подсолнечника, ввозимый в Казахстан, используется для дальнейшей переработки, полученная продукция покрывает потребности внутреннего рынка, излишки экспортируются, принося в государственную казну денежные средства, полученные от уплаты налогов», — говорит Ядыкар Ибрагимов.

И дополняет, что если запрет на перевозки автотранспортом всё же будет принят, есть риски недополучить сырьё, которое в стоимости вырастет не меньше чем на 15%. И здесь снова встанет вопрос недозагруженности отечественных перерабатывающих компаний, что выльется в рост цен на готовую продукцию.

Павел Притолюк,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.