По мнению отечественных переработчиков, это все равно что «лечить больной палец ампутацией всей кисти».
Проблемы эффективности таможенного контроля внезапно захотели возложить на казахстанских переработчиков. В частности, предложив на уровне премьер-министра, запретить из-за обильного серого импорта завозить сырье – зерновые культуры, семена подсолнечника, а также муку, автомобильным транспортом. Такая идея некоторых отраслевых союзов, по мнению председателя Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкара Ибрагимова, не просто необдуманная, но и является настоящей угрозой для агропромышленного комплекса страны и для продовольственной безопасности.
«Невооруженным глазом видно, что проблема и предлагаемое решение не соответствуют друг другу. По той простой причине, что если и есть нарушения, связанные с таможенной регистрацией, то при чем здесь вид транспорта. Возможно, проблема кроется в недостаточной эффективности работы таможенного контроля, нуждающаяся в доработках и проверках. Это как лечение больного пальца, путём ампутации кисти. Прежде чем предлагать данные меры необходимо понять к чему это может привести», — считает Ядыкар Ибрагимов.
Проблема в том, что большие объёмы тех же семян подсолнечника перерабатываются в Восточном Казахстане. Сырьё для производства идёт, в том числе, и из соседних российских регионов. Километраж – от 100 до 500 км. Оптимальный именно для перевозок автомобильным транспортом.
«К слову, за 9 месяцев нынешнего сезона, импорт семян подсолнечника из России составил 172 тыс. тонн. Это в 4.2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. Половина объёма завезена автотранспортом. С точки зрения логистики, в граничащих регионах нашей республики с округами России, дешевле и удобнее завозить сырье именно автомобильным транспортом. Это быстрее, как минимум в 3 раза, и дешевле по сравнению с железнодорожными перевозками. Разница, для сравнения, составляет 1000-1500 рублей за тонну», — отмечает эксперт.
И пересаживать всех на железную дорогу – значит планомерно загнать переработку, находящуюся и так не в лучших условиях, в кризис. В период уборочной кампании всегда имеет место дефицит вагонов и локомотивов. Как справляться с этим – не понятно. Отдельная головная боль – условия погрузки. В железнодорожном транспорте они особые: в крытых вагонах сырье нужно фасовать по мешкам, а нефасованное – перевозить только в зерновозах. При столь коротких расстояниях это бессмысленно и затратно.
«Все эти минусы, вместе взятые в итоге, сказываются на удорожании себестоимости сырья, которое в свою очередь отразится на готовой продукции. По этим причинам автоперевозки являются оптимальным вариантом и неотъемлемой частью процесса импорта семян подсолнечника из приграничных регионов России», — отмечает Ядыкар Ибрагимов.
К слову о сером импорте, ставшем причиной странной для перевозчиков инициативы. В Казахстане действуют количественные ограничения на вывоз семян подсолнечника. Потому возможность серых схем, считает эксперт, сводится к нулю.
«На сегодня практически весь объём семян подсолнечника, ввозимый в Казахстан, используется для дальнейшей переработки, полученная продукция покрывает потребности внутреннего рынка, излишки экспортируются, принося в государственную казну денежные средства, полученные от уплаты налогов», — говорит Ядыкар Ибрагимов.
И дополняет, что если запрет на перевозки автотранспортом всё же будет принят, есть риски недополучить сырьё, которое в стоимости вырастет не меньше чем на 15%. И здесь снова встанет вопрос недозагруженности отечественных перерабатывающих компаний, что выльется в рост цен на готовую продукцию.
Павел Притолюк,
Agroqogam.kz