В Казахстане идет обсуждение проекта Закона «О личном подсобном хозяйстве», разрабатываемого в рамках поручения Главы государства. Министерство сельского хозяйства, ввиду общественной значимости предлагаемого законопроекта, публикует ответы на самые актуальные вопросы:
- Как принятие Закона скажется на продовольственной безопасности государства?
По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) около 80% продовольственных товаров в мире производится семейными фермерскими хозяйствами. В законодательстве Казахстане нет такого понятия как семейное фермерское хозяйство. Но под это определение у нас подпадают личные подсобные и мелкие крестьянские хозяйства, осуществляющие свою деятельность без найма рабочей силы, то есть производящие сельхозпродукцию силами членов одной семьи. При этом в Казахстане на совокупную долю личных подсобных и мелких крестьянских хозяйств приходится львиная доля производства продовольственных товаров – тоже около 70-80%. Так, например, они производят около 90% молока всех видов, 84% овощей открытого грунта, 83% картофеля и около 70% мяса всех видов в убойном весе.
В целом, на долю ЛПХ приходится почти половина валовой продукции всего сельского хозяйства. При этом, в отличие от организованных агроформирований, тех же крестьянских хозяйств или юридических лиц, ЛПХ делают это без всякой государственной поддержки.
К сожалению, сегодня они вынуждены реализовывать свою продукцию по заниженным ценам посредникам, одновременно приобретая товары для производства (семена, удобрения, ветпрепараты и т.п.) по завышенным ценам.
Законопроект направлен на поддержку ЛПХ, на повышение доходов сельчан, ведущих ЛПХ. В частности, предусмотрены меры стимулирования кооперации ЛПХ. Кооперация – это не казахстанское изобретение. Это международная практика. В мире в сельскохозяйственных кооперативах состоят сотни миллионов человек. В международной практике кооперативы:
во-первых, помогают сельчанам в заготовке, хранении, первичной подработке и реализации сельхозпродукции по справедливым ценам;
во-вторых, осуществляют встречные поставки сельчанам товаров, необходимых для производства сельхозпродукции по оптовым ценам;
в-третьих, организуют оказание сервисных услуг для своих пайщиков – ветеринарное обслуживание, проведение мероприятий по защите растений, механизированной обработке земли и т.п.;
в-четвертых, обеспечивают своих пайщиков информацией о новых породах, сортах, технологиях, об изменениях в законодательстве, программных документах, ситуации на рынках;
в-пятых, оказывают содействие в получении государственной поддержки – кредитов, субсидий и т.д.
Организация деятельности кооперативов позволит организовать ритмичные поставки сельхозпродукции по адекватным ценам, значительно сократить количество посредников в цепочке от производителей до потребителей, что, в конечном счете, позволит обеспечить устойчивые поставки сельхозпродукции по стабильным ценам.
- Как принятие Закона отразится на качестве сельхоз продукции?
В первую очередь, государство в рамках реализации Закона окажет содействие в обеспечении кооперативов необходимым оборудованием и спецавтотранспортом. Например, молокоприемными танкерами-охладителями, убойными пунктами, овощехранилищами и т.п. Это позволит обеспечить заготовку, хранение, первичную подработку и перевозку в соответствии с требованиями технологий. Кооперативы будут заниматься поставками необходимых удобрений, пестицидов, ветпрепаратов, а также оказанием услуг по заготовке кормов, ветеринарному обслуживанию, защите растений. Кроме того, кооперативы могут заниматься распространением знаний по технологиям производства, в том числе по содержанию скота, рационам его кормления, по уходу за растениями, применению удобрений, пестицидов, ветпрепаратов.
Все это несомненно скажется на качестве сельхозпродукции.
- Какие стимулы предусмотрены для ведения ЛПХ гражданами?
Законопроектом для стимулирования развития ЛПХ предусматриваются меры государственной поддержки в виде инвестиционного субсидирования стоимости оборудования для кооперативов, субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – личным подсобным хозяйствам, микрокредитования личных подсобных хозяйств и их кооперативов, а также обучения граждан, ведущих ЛПХ.
Кроме того, на ЛПХ будут распространены и другие меры господдержки, в то числе право на обучение в центрах распространения знаний, получение маркетинговой информации.
- Каков размер земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства?
Понятие «личное подсобное хозяйство» определено в Земельном Кодексе как вид деятельности для удовлетворения собственных нужд на земельном участке, расположенном в сельской местности и пригородной зоне.
Гражданам Республики Казахстан безвозмездно предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности — 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях.
Заявления на предоставление земельных участков для ЛПХ не ставятся в очередь.
При этом, земельные участки предоставляются в аренду на период строительства, а в частную собственность – после ввода в эксплуатацию строения.
- Какова норма численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства?
Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Эти нормы разработаны исходя из продуктивности пастбищ.
Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации.
Право устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона на основе вышеуказанных норм Законопроектом предоставлено непосредственно жителям того или иного населенного пункта, точнее сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам).
- Зачем нужна регистрация скота?
База данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – ИСЖ) – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных о животном.
Эти данные включают индивидуальный номер животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, данные о владельце животного.
Этот учет осуществляют государственные ветеринарные организации местных акиматов. Данные учета использует в своей работе уполномоченный орган в области ветеринарии – Комитет ветеринарного надзора МСХ РК.
Согласно Правил (Правила планирования и проведения ветеринарных мероприятий против особо опасных болезней животных утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 16-07/332), сведения о проведенных ветеринарных мероприятиях вносятся в ИСЖ в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра сельского хозяйства РК (приказ Министра сельского хозяйства РК от 2 июня 2010 года № 367 «Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи выписки из нее»).
Ветеринарные мероприятия проводятся в целях сохранения эпизоотического благополучия и обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности в соответствии с ЗРК «О ветеринарии».
- Будет ли облагаться налогом зарегистрированный скот?
Ответ:
Нет, поскольку зарегистрированный в государственных системах скот не является объектом налогообложения.
- В рамках законопроекта существует необходимость одновременного (последующего) приведения Уголовного кодекса в соответствие с разрабатываемым законопроектом. Какая ответственность предусмотрена в соответствии с законопроектом?
На сегодняшний день, данная норма с учетом замечаний и предложений общественности снята. Никакие меры ответственности в рамках Уголовного кодекса не предусмотрены.
На сегодняшний день проект Закона «О личных подсобных хозяйствах » размещен на портале «Открытые НПА»
Источник: сайт МСХ РК