Одна из причин – местная продукция не слишком интересна торговым сетям.
Продукция североказахстанских производителей вполне способна конкурировать с импортной по качественной составляющей, вот только с объёмами – беда. И этот момент сводит на нет попытки выйти в крупные торговые сети. Непростую ситуацию обсудили на площадке Палаты предпринимателей СКО.
В Северо-Казахстанской области имеются хорошие возможности для производства молочной и мясной продукции. Вот только сами производители в своём большинстве представлены маленькими семейными предприятиями. Их ориентир – качество, но торговым сетям, сказали участники встречи, это не интересно – в приоритете количество и минимальные цены за товар. Ни того, ни другого МСБ обеспечить не может. И как итог, продукция «пролетает» мимо полок крупных магазинов. Зато на их месте красуется импортная продукция. Производство в СКО в последние годы теряет рентабельность.
По данным Палаты предпринимателей, за минувшие 5-7 лет число переработчиков только мясной продукции в регионе сократилось в 2 раза.
«Рабочие места, налогообложение – это все идет из местного производства. А оно не нужно торговым сетям. Поэтому реальный сектор нашей экономики погибает. За пять последних лет больше половины североказахстанских переработчиков мяса обанкротились, это 7 из 15 производств. Их место занял импорт из России», — отмечает индивидуальный предприниматель, директор производственного комплекса по переработке мясной продукции Светлана Меденникова.
Впрочем, некоторым компаниям всё же удаётся реализовывать свою продукцию через торговые сети. Однако и здесь проблем выше крыши.
Как рассказал директор мясоперерабатывающего комплекса «Казмясопродукт» Серик Ильясов, сетевики не очень-то хотят отвечать за сохранность продукции. В результате предприятию приходится содержать отдельный штат сотрудников, чтобы нивелировать последствия такого безответственного подхода торговых сетей.
Ещё один фактор, сбивающий с ног местных производителей, – несправедливая, по мнению предпринимателей, конкуренция с импортом в плане проверок. Качество и безопасность завозной продукции всегда под большим вопросом, но проверить их санэпиднадзор не может, поскольку производственные базы расположены в других странах. Зато собственный бизнес санврачи проверяют регулярно, как планово, так и по заявлениям от граждан. В итоге импорт всегда находится в привилегированном положении, тогда как собственный производитель в своих же границах чувствует себя чужим.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz