Бейбит Ерубаев: «Филантропством больше никто не будет заниматься»

Закрытые рынки и неэффективные программы субсидирования ставят под угрозу дальнейшее развитие сферы животноводства, считает эксперт.

Об успехах отрасли с трибун громко заявляют чиновники, государство реализует масштабные программы поддержки АПК. Но все это только разговоры. «Двадцать лет говорится об одном и том же, но при этом не сделано ничего – только половинчатые решения», – считает генеральный директор компании «KazBeef» Бейбит Ерубаев.

Какие подводные камни мешают развиваться отрасли, и почему животноводство в Казахстане находится на грани выживания, об этом он подробно рассказал корреспонденту Agroqogam.kz. 

– Нет ни международного игрока, ни открытой стороны. Пытались привезти крупного игрока, нам 10 лет говорили о большом мясокомбинате – этого не случилось. Мы постоянно слышим разговоры о том, что Казахстан – девятая страна в мире, у нас 188 миллионов га пастбищных угодий. Есть огромный доступ на рынки – это Россия, Китай. Ну, и все, дальше мы не сдвинулись – только разговоры. Если за отрасль браться, то ее надо вести. Иначе мы растеряем весь потенциал. Каждый министр к нам приходит со своей программой, а дело до конца не доводит – неправильные программы субсидирования, недопонимание.

Отрасль сама не развивается, потому что нет справедливой цены. Нам нужно что-то придумывать. Фермеры недозарабатывают, не могут уйти на интенсивный откорм, мясо получается низкого качества – базарное. А если этим заниматься профессионально, как мы, то цена в себестоимости получается очень высокая. Поэтому мы говорим: откройте рынки для нас, потому что мы не выдерживаем ту цену, которую хочет внутренний казахстанский рынок, или ту цену, которую хотят сегодня платить мясокомбинаты. На самом деле это становится невыгодно. За последние годы ни один рынок дополнительно не был открыт, к сожалению.

Почему на ячмень растет цена и на все остальное, а на мясо нет? Потому что ограничили нам рынок, не поддерживают льготным кредитованием. Поэтому я говорю, что нужен большой мясокомбинат. Мясокомбинаты в Америке закупают по рыночной цене, которая основывается на Чикагской бирже. Там мясокомбинаты практически на мясе не зарабатывают, они получают доход на субпродуктах. У нас такого нет.

Вообще, изначально фундамент был хороший, мы начали это дело, генетику стали развивать. Сегодня «KazBeef» – это действительно компания номер один по трансферту технологий. Мы сделали самую инновационную откормочную площадку. Но филантропством дальше никто не будет заниматься. Нужна хорошая цена. Если не зарабатывать, чем желудок наполнять?

Спрос падает, потому что отрасль стала непривлекательна. Это будет работать тогда, когда фермеры получат справедливую цену, после чего начнут заниматься и кормопроизводством, и генетикой. Таким образом, они создадут спрос на племенные репродукторы.

Западные коллеги говорят о том, что Казахстан может стать второй Австралией или Канадой, но нужно что-то делать, время идет. С начала программы по развитию животноводства двенадцать лет прошло. Ну и что, мы стали экспортером номер один? Ребята, мы «пшик», экспортируем с «гулькин нос». Рынки, опять-таки, Минсельхоз нам не открывает, а Россия по-прежнему остается закрытой для продукции животноводства. Китай, о котором нам столько говорили, к сожалению, тоже закрыт для нас. Кто для нас открыт? Ближний Восток, Дубай и ближнее зарубежье. В этом направлении ведомство вообще работу не проводит. Ни конца, ни края в решении этой проблемы мы не видим.

В связи с антироссийскими санкциями ничего не опасаемся, так как работаем внутри Казахстана – животноводство вне политики. Угроз я не вижу. Мы сможем насытить рынок необходимой продукцией, но нужно знать, за чей счет этот банкет. Наша компания работает в прежнем режиме благодаря акционерам «Kusto Group», мы все-таки верим, что ситуация изменится. И у Минсельхоза будет понимание, что время прошло и надо работать. Откройте Чикагскую или Австралийскую фондовую биржу, посмотрите, почем торгуются животные. Переведите это в тенге и все поймете. Вся информация открытая. Поэтому нам нужна справедливая цена. Если ничего не изменится, то в ближайшей перспективе из отрасли это все превратится в хобби.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.