Асылжан Мамытбеков: «Во власти нет или почти нет авторитетов для народа…»

Экс-министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков на своей странице в Фейсбук поделился своим мнением относительно происходящего в стране. Приводим его текст «без купюр»:

«Многие за эти дни поняли нас насколько важно в стране согласие и спокойствие общества. Однако согласие и спокойствие общества не должно ассоциироваться с безмолвием и кротостью народа. К чему это приводит все убедились. Отсутствие возможности волеизъявлений, затыкание ртов, безправный и бутофорный парламент приводит к таким всплескам ярости, достаточен лишь маленький повод и тихое течение событий переходит в неуправляемую лавину. Вчера Президент страны в обращении сказал что предстоит большая работа по извлечению уроков из тех событий что проходят сейчас. Для этого надо сделать выводы. Мои предложения в эту копилку. Текста много поэтому буду постить по очереди.

1. Во власти нет или почти нет авторитетов для народа. Отрицательная селекция, назначение на должности исключительно по принципу преданности, а не по профессиональным критериям привела к тому, что в сложный для страны момент особо никто не смог выйти к толпе, если кто и вышел то не смог составить диалог и повести за собой в нужном направлении собравшихся людей, выдвинувших простые и понятные требования. Некоторые не смогли это сделать так как элементарно не могут изъяснятся на казахском языке, некоторые просто не могут логически мыслить и формулировать свои мысли, а некоторым просто не хватило духа. А у многих высших чиновников все эти вышеперечисленные факторы присущи одновременно. Как итог: в критический момент целые областя и города остались без руководства. Но роли лидеров пустыми не остались. Нашлись неформальные вожаки с улиц, с площадей. То есть мы убедились: нам нужны реальные лидеры, реальные политические и государственнные руководители. А это означает нашей стране нужна реальная меритократия.

2. Кризисная ситуация показала: оппозиция нам нужна. Самое главное (!!, парадокс, но, оппозиция нужна прежде всего для самой же власти. Так как выражение оппозиционного/противостоящего правительству мнения в парламенте, маслихатах залог того, что мнение разных (прежде всего «нижних») слоев народа будет звучать на самых высоких трибунах, что в свою очередь не допустит столь радикальных форм реакции недовольствующего населения. Конечно это не полностью исключает митинги, пикеты и забастовки, но мысль, что «о нас есть кому позаботиться» позволит людям выражать свои требования перманентно и более цивилизованным способом, и будет предохранителем, своего рода «спусковым клапаном» для пара, который может «взорвать» общество в любое время без оного. Конечно речь идёт о настоящей оппозиции, а не назначаемых властью «клоунах», которые как показала жизнь, в час Х не смогли ничего сделать. Да это не просто, будет сложно, не удобно, иногда болезненно. Например: бюджет или иные важные законы «в одно касание» уже не протащишь , «вялых» министров не способных связать и двух слов не удержишь лишь потому что он «в доску свой парень». Но это будет гораздо лучше чем «работать», иметь дело с необузданной толпой по ночам на площадях где уже никто и никого не слышит и не слушает, и которая будет норовить свергать власть. Это означает что стране нужны реальные выборы и реальное отражение мнения граждан страны/

3. Патернализм среди нашего населения не изжит.

А ведь срок с момента перехода на рыночные рельсы прошёл серьезный — лишь немногим меньше срока известного скитания древнейшего народа по пустыне успевшего за это время поменять психологию и модель поведения всего народа. Если посмотреть основные протестные требования, да и первоначальный повод митинга в Жанаозене (пусть коренные причины и были другие) — это было установить государством низкие цены на гсм, продукты питания, на коммунальные тарифы и т.п. Как? Не знаем- работайте, на то и вы акимы/министры.

Тем что 30 лет назад, Казахстан как государство выбрали капиталистический путь развития никого не волновал, этим духом за эти годы особо так и никто и не проникся. Ведь цены в рыночных условиях (за исключением тарифов монополистов) не могут регулироваться правительством/акимами. Да и тарифы никто не гарантирует чтобы оставались без изменений.

Но как эти простые истины понять простому народу если такого мышления нет и у самих госмужей и у всего госаппарата. Это проявляется не только в потакании и безвольной позиции власти на январьских митингах сего года. Такое мышление всячески насаждалась и поощерялось на протяжении всех тех лет пока в стране строили капитализм. То есть делали одно, а думали по другому/старому. Приватизировали совхозы, колхозы, торговлю, развивали частный бизнес, а все пытались управлять ценами. Либеризовали экономику, а квоты распределялись под столом. Перестали финансировать из бюджета коммуналку, а тарифы толком не отпускали — «заботились о народе». Вместо борьбы с монополиями (а зачем, это же «невыгодно» самим кто влияет на этот процесс), вместо развития конкуренции и инфраструктуры, вместо усилий по увеличению обьемов производства, поощерения эффективных игроков на рынке и таким образом рыночно влияя на уровень цен, чиновничья рать все эти годы всячески «заигрывали» с народом наказывая друг-друга за высокие цены, низкую прыть по заключению меморандумов/выкручиванию рук с частным бизнесом, намекали на социальную ответственность бизнеса и прочую ИБД которая, есстессно, не давала никакого эффекта, и даже наоборот, оказывало медвежью услугу.

Непонятно почему все это происходит: вроде и уже болашакеров много во власти, но даже они поступая на госслужбу как будто заражались неким вирусом и начинали мыслить и действовать как махровые «красные директора».

Яркий пример это ситуация с сжиженным газом в Жанаозене:

а) Ведь если бы не сдерживали цены на газ ранее, то они бы НЕ росли такими резкими скачками по 50-60% за один день (с 80 тг до 120 тг);

б) Ведь если бы цены были адекватными себестоимости и рыночному состоянию, а не регулировались бы в ручном режиме, то в самом Жанаозене давно бы уже нашлись инвестиции (безо всяких гос и квазигос средств) чтобы увеличить обьемы местного производства СНГ (сжиженного нефтяного газа), а также смогли бы без проблем провести модернизацию устаревшего завода и тогда не пришлось бы таскать газ аж из Атырау. Ведь в рыночных условиях спрос порождает предложение. А в данном случае при постоянном росте спроса, предложение не только увеличивалось, а даже уменьшалось (послушайте брифинг министра энергетики 12:00 мин, ссылка прилагается), так как арбитраж цен приводил к нелегальному перетоку газа предназначенного для внутреннего рынка на экспорт.

в) Все это усугублялось непрозрачным механизмом квотирования газа -сырья. В результате созданный дефицит газа на внутреннем рынке приводил скорее всего к неформальным дополнительным платежам для газозаправочных станций, что также отражалось на ценниках для потребителей.

г) К этому еще надо прибавить недостаточную конкуренцию по заправочным пунктам. Иначе сложно обьяснить такую супер высокую маржинальность азс (при средней себестоимости для азс 80 тг/л цена была ими установлена на уровне около 120 тг/л — 13:15 мин брифинга мнэ). А потом мы удивляемся что люди не понимают что в рыночных условиях цены устанавливаются исходя из соотношения обьемов спроса и предложения.

Регулярные совещания правительства о стабилизации цен, нормативное регулирование о предельных уровнях цен на социально значимые продукты (причём цены на на эти значимые позиции, при всем этом регулировании, росли больше чем там где не было особого внимания госорганов), регулярные рейды и госмониторинг цен, журение и махание пальчиком на руководителей регионов где цены выросли, и все подобные потуги госорганов на протяжении всех 30 лет конечно дезориентировали граждан страны: вроде и капиализм где не может быть фиксированных цен, ан нет — вроде цены регулируют, а раз регулируют — цены не должны расти. Так это воспринималось по ту сторону экранов ТВ. Ведь чудес не бывает, в рынке как не регулируй — цены не могут быть стабильными. Но там где пытаются дуть против ветра, это всегда будет провал. А как известно революции бывают не там где плохо, а там где было хорошо и вдруг стало плохо. Ведь в лихие 90-е годы, в годы безденежья и безработицы, галопирующей инфляции и тотального дефицита никому в голову не приходило бастовать и требовать снижение цен. Все знали на какой путь мы ступили, все верили, ждали и надеялись на лучшее. И народ не подвёл, он выждал и перетерпел гораздо сложные условия жизни.

Однако за эти годы, госмахина забыла свои ориентиры (капиталистические), сбилась с курса, начала забывать и заигрывать, хотела показаться лучше. Стали сдерживать цены, наращивать госприсутствие в конкурентной среде, перестали бороться с монополиями, совершать многие другие фейлы. В частности про цены, если их сдерживать искусственно это не только сдержит инвестиции в этот сектор и сократит таким образом объемы предложения на рынке, что в итоге скажется повышением уровня цен, но и, как актуально в данном кейсе, даст резкий скачок цен, так как (уже не раз упоминал) против рынка не попрешь (ветер не передуешь) и они в любом случае отыграются. А это будет заметно и болезненно. Конечно свободные цены должны сопровождаться увеличением АДРЕСНОЙ социальной помощью. Отсюда вывод: нам нужно определиться с курсом: либо идём рыночным путём или назад к советской модели экономики (why not?). По другому говоря: наша цель Северная Корея или мы идём по пути их южных сородичей, как многие развитые страны? И если все же подтверждаем что не будем наступать на грабли, то это означает, что надо кардинально менять мышление всех наших граждан и прежде всего у чиновников высшего ранга».

Источник: Страница А. Мамытбекова в ФБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.