Анатолий Злой: «При господдержке свиноводства Казахстан может получать $500 миллионов экспортной выручки в год»

Отрасль в убытке, животноводство трясет, турбулентность высокая»

Свиноводство в Казахстане переживает не лучшие времена. Отрасль находится за бортом господдержки, а селекционно-племенная работа в республике сведена к нулю.

В интервью корреспонденту Agroqogam.kz председатель Ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана», директор ТОО ЖК «Ленинское» Анатолий Злой рассказал, что существующие проблемы требуют серьезного подхода к их решению и – желательно – в самые кратчайшие сроки.

2021 год был непростой для всех компаний агросектора. Аномальная жара повлияла не только на растениеводческие хозяйства, но и на производителей мяса. К этому прибавились и экономические факторы: сложности на рынке труда, связанные с пандемией.

«Год очень экстремальный, и все животноводы проходят экзамен на прочность. И безусловно те, кто является хорошим хозяйственником, кто вкладывает в свое производство и кормовую базу, автоматизацию, цифровизацию и механизацию, работает с хорошими генетиками, останутся на плаву.

Может, без особо высоких заработков, но удержат свои предприятия на плаву и сохранят рабочие места. Тем не менее без хорошей поддержки со стороны государства это будет гораздо сложнее сделать», – считает Анатолий Злой.

По словам фермера, для отрасли свиноводства выделяется меньше субсидий, чем для других мясных направлений. При этом более 5 млн жителей Казахстана, согласно данным Союза, потребляют свинину.

«Субсидии не только для моего предприятия играют роль, но и для всех, кто развивается и инвестирует в животноводство. Когда мы делаем расчеты бизнес-плана, мы закладываем поддержку государства. Животноводство – это продовольственная безопасность страны. Особенно остро мы с этим столкнулись в период пандемии. Только при поддержке государства инвестор будет смело вкладывать свои средства в то или иное производство.

Свиноводство действительно сегодня находится за бортом господдержки. Например, если мы возьмем субсидии в КРС, то на один килограмм произведенной продукции производители получают приблизительно 750 тенге на каждый килограмм возврата в виде господдержки. Примерно столько же птицеводство, МРС где-то до 900 тенге. И только свиноводы на один килограмм произведенной продукции получают возврата 38 тенге на килограмм. Я считаю, что отрасль недооценили в плане развития», – говорит Злой.

А тем временем, считает свиновод, у Казахстана огромнейший потенциал для экспорта свинины в Китай.

Дело в том, что Казахстан – практически единственная страна, где африканская чума свиней (АЧС) не зарегистрирована на территории. Это особо опасное заболевание, при котором истребляется все поголовье на предприятии если есть занос. В Российской Федерации сегодня зафиксировано порядка 250 вспышек африканской чумы. Европа практически вся инфицирована. А Китай принимает мясо только тех стран, где отсутствует АЧС.

«Если мы в короткие сроки нарастим поголовье свиней, а при достойной господдержке это можно сделать в течение трех лет, до 180 тысяч тонн, то получим порядка 500 миллионов долларов экспортной выручки в год. Мы об этом постоянно говорим на площадках «Атамекен», а также на площадках Союза свиноводов Казахстана. Надеемся, нас услышат.

Мы, животноводы, абсолютно всех отраслей, говорим: пожалуйста, давайте примем единую госпрограмму и пять лет не будем в нее вносить никаких изменений. Дело в том, что правила субсидирования изменялись порядка 50-ти раз. Ну как можно подстроиться и работать под правила, которые меняются каждый сезон. То деньги есть под программы, то их нет. Сейчас, кстати, разрабатывается концепция развития АПК на 2021 – 2030 годы. Там как раз-таки отражаются все болевые вопросы», – говорит глава ТОО ЖК «Ленинское».

По оценкам опытных свиноводов, если цены на комбикорма, ветеринарные препараты и другие затраты будут расти, то скорее всего, цены на свинину вырастут примерно на 15-30%.

«Корма в производстве не только моего хозяйства, но и в целом всей свиноводческой отрасли занимают 60-70% растрат. Себестоимость серьезно выросла. У нас сейчас огромнейшая проблема с лизином. Это основа кормов. Сегодня его просто нет на рынке. А раз его нет, значит, его будут чем-то менять. Добавить могут жмыхи, шрота, которые на сегодня стоят тоже сумасшедших денег. Если в прошлом году откормочный корм СК-6 стоил 76 тысяч тенге, то сейчас его цена от 140 до 160 тысяч тенге за тонну. Цифры говорят сами за себя. Это сумасшедший рост за короткое время. А мясо настолько не подорожало. Поэтому отрасль в убытке, животноводство трясет, турбулентность высокая», – отмечает Анатолий Злой.

Еще одна немаловажная проблема – отсутствие в стране селекционно-генетического центра. Эта работа в нашей республике сведена к нулю. А тем временем, чем больше построят таких центров, тем выше будет продовольственная безопасность и генетический потенциал.

«Мы уже сейчас создаем селекционно-генетический центр, мощностью 30 тысяч голов, с племенным потенциалом 15 тысяч голов. Будет создано порядка 100 рабочих мест. Мы планируем работать с мировыми компаниями. Перспективы серьезные, планируем экспорт в Россию и Китай. Проект начнем реализовывать с весны 2022 года, а в 2023 будет запуск. Хотим производить полуфабрикаты, колбасы, консервы. Будем завозить генетику», – продолжает Злой.

По словам собеседника, сейчас главное – не допустить заноса африканской чумы на территорию страны. В Казахстане сейчас четыре хозяйства, которые взяли курс на КНР. А тех мер, которые применяются для сдерживания этого вируса, недостаточно. Если он проникнет, на экспорте с Китаем можно ставить крест.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.