Александр Терентьев: «Люди нам говорят спасибо, что мы вывозим неликвидные овощи на поля, а не на свалку… »

Фото из открытых источников

«Тонны овощей выбросили в Актогайском районе!». Этот и подобные заголовки облетели казнет за считаные часы из-за видео в одном из павлодарских пабликов. На видео человек за кадром сетует на то, что местное КХ выбросило тонны овощей потому, что их якобы негде хранить. Успокоить людей поспешило Управление сельского хозяйства Павлодарской области, сообщив, что это обычная практика и допустимые потери – рефакция. Чтобы узнать ситуацию из первых уст, редакция Agroqogam.kz, связалась с руководителем ТОО «Актоғай Агро» Александром ТЕРЕНЬТЕВЫМ, который прокомментировал ситуацию.

– В социальных сетях появилось видео, где показаны «горы» овощей. Откуда эти овощи и почему они там оказались?

– Видео абсолютно некорректное, особенно комментарии к нему. Мы даже не можем разобраться: это видео текущего года или 2018-го года – времен, когда правительство ввело ограничения на вывоз. Мы пока сами не можем понять, это выясняет сейчас служба безопасности.

– Но факт того, что овощи вывозят на поля Вы подтверждаете?

– В любом производстве есть какие-то издержки, в нашем производстве картофеля – это рефакция. Также это «брак», который не подлежит реализации, то есть резанный, раздавленный, битый и мелкий картофель. Его вместе с землей и мусором при переборке вывозят на, своего рода, склад временного хранения, он находится на оформленной земле.

– То есть это в некотором роде «склады» под открытым небом?

– Да. Потому что приезжают люди, перебирают и забирают картофель. Существует калибровка, например, от 3 до 5 – этот картофель можно спокойно посадить на своем огороде, в частном подворье. Хотя для промышленного производства такой картофель не является семенным. Люди собирают в разном количестве. Кто-то мешок, кто-то сразу три-четыре мешка. Кто-то для себя, кто-то как сочный корм своим животным. Тоже самое происходит, когда идет уборка моркови. Её убирает комбайн, какая-то часть ломается. Помимо поломанной есть морковь второго сорта и бракованная, к примеру, та у которой с одной головки растет по две-три штуки. Это тоже не товарная морковь, она считается рефакцией. Ни на хранение, ни на реализацию такая морковь не идет. Поэтому вывозим и высыпаем, чтобы её могли забрать.

ТОО «Актоғай Агро» владеет самым крупным овощехранилищем в Казахстане ёмкостью 60 тысяч тонн, а также самым крупным морковохранилище, в котором установлен холодильник мощностью 5 тысяч тонн. Закладка овощей в хранилища на сегодня ещё продолжается.

– Получается выгоднее просто вывалить в поле, чем использовать?

– Я частник. Не госпредприятие. Каждую копейку считаю, каждый тиын, каждую трату. У любого фермера спросите: у каждого есть рефакция. Когда идет комбайн, он может слегка зацепить картошку, то есть повредить и на хранение такую уже закладывать нельзя. Она начнет гнить, подпортит другой картофель.

Вообще, ничего плохого в этом я не вижу. Это происходит десятилетиями. Во-вторых, это идет на пользу людям и не несет никакого экологического вреда. Мы можем показать, где всё это утилизируется, где высыпается. После того, как люди перебрали для себя, погрузчик загружает землю в самосвалы и вывозит на поля, где она рекультивируется.

Сбор урожая. Иллюстрированное фото (автор Станислав МАНАКОВ / agroqogam.kz)

Люди говорят спасибо, что мы вывозим на поля, а не на свалку. Здесь на наших полях люди спокойно, достаточно цивилизованно перебирают неликвид и увозят с собой. Приезжают сельчане на выходных, даже с детьми. Перебирают овощи. Морковь, к примеру, 10 сантиметров, которая не идет в продажу. Не берут её ни базар, ни торговые сети. Что с ней делать? А для домашнего потребления она идеальна. Мы её аккуратно высыпаем и говорим людям, чтобы собирали. Морковь уже выращена. Это человеческий труд. В неё вложены не только денежные средства, но и пот рабочих. Взять и выбросить на свалку? У меня рука не поднимается.

К нам приезжают за 50 километров из Иртышского района, со степной зоны, из поселка Шуга, примерно в 80 километрах от нас. Мы даем людям возможность собрать семенной материал на весну или для потребления, чтобы накормить семью. Даём возможность запастись на зиму.

– А после того, как частники перебрали остается ещё много овощей или большую часть их забирают?

– Чаще всего забирают большую часть. Иногда полностью и это здорово, так как это свежие овощи и не успели подгнить. На сегодняшний день рефакция составляет 3%. Нужно относиться с пониманием к ситуации, которая есть сейчас, при такой дороговизне «борщ набора»: капусты, свеклы, моркови и картофеля. Я депутат областного маслихата в 30-летним стажем. Можно сказать, «аксакал депутатского корпуса» и привык думать о людях, ведь некоторые люди не могут себе позволить.

– Вы сами используете неликвид для подкормки животных?

– Да, мы сейчас мы строим молочно-товарную ферму и откормплощадку. Но это будет только в следующем году. Тогда да, будем использовать этот мелкий и бракованный картофель. Он пойдет в качестве сочного корма для бычков, которые будут стоять на откормплощадке. Но это в будущем. А пока разрешаем населению просто это всё перебирать и уносить домой, в качестве корма для своих животных: коров, бычков, телочек, свиней и поросят.

Записал Станислав МАНАКОВ, Павлодарская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.