Александр Мельников: «Дома стоят три тонны не проданного мёда. Пчеловодов загнали в угол»

Доходы костанайских пчеловодов катастрофически падают. И даже если в отрасль приходят люди с деньгами, выжить им крайне сложно. А чиновники никак не хотят понять, что пчеловодство в стране так же необходимо, как и другие сферы сельского хозяйства. Александр Мельников начал заниматься пчеловодством 18 лет назад. За пандемию он ничего не потерял. Просто у него дома стоят три тонны не проданного мёда.

– Самое печальное, что мед в бак машины не нальешь, и вместо одежды не наденешь, и за коммунальные услуги им тоже не расплатишься. Вот и получается: потери вроде нет, но и купить что-то не можешь, потому что нет денег, они все в мёде.

О проблемах в пчеловодстве можно много говорить, коснусь основных. Всё начинается с покупки пчелы и от этого зависит весь сбор мёда. Хорошая порода принесет много мёда, а плохая будет болеть, роиться и, в конце концов, можно остаться без мёда. Пчелу нам везут узбеки, продают в закрытых коробках, это как «кот в мешке». Почему так? А потому что у нас нет своих племенных хозяйств.

Вторая проблема – это медоносная база. Мы ездим и ищем эти посевы, когда находим, вынуждены договариваться с фермером, который их сеет, и просить разрешения приехать на медосбор. Тут самое печальное. Фермер выдвигает условия, допустим, литр мёда с улья. Абсурд просто! Пчелы не только мед собирают, но и опыляют растения, чем увеличивают урожай. Для меня загадка, почему так? Они или глупые, или очень жадные. С 30 семей я должен отдать 30 литров мёда, да плюс сторожу за охрану заплатить 30 тысяч тенге и ГСМ, которые тратим при поиске полей и перевозке пчел. Не хило, да?

Третья проблема – это сбыт. Тут каждый пчеловод сам по себе, кто-то на дому продает, как я, кто-то – возле магазина, кто-то отдел арендует, ну, в общем, на что фантазии хватит. А ведь от сбыта завит все наше пчеловодство.

Я вынужден был искать способы выживания. Так как люблю рыбалку и ловлю много рыбы, приобрел автоклав и начал готовить консервы. Да плюс выращенные куры и индюки мне также в помощь. С пчелами придется проститься. Таких людей, которые бросают это дело, много, откройте OLX, и наберите: «Продам пасеку». В одном только Костанае человек 20 хотят избавиться от этого невыгодного бизнеса.

Очень грустно, что нет никакой поддержки государства, их эта тема не интересует. Субсидии и льготные кредиты это вообще смех какой-то. Их не выпросить. Чтобы взять кредит, надо залог иметь чуть ли не в три раза больше, чем сумма кредита. Для кого они вообще там работают? Министры есть или их нет, никакой разницы. О какой медовой державе может быть речь, если пчеловода загнали в угол?!

Пока ещё есть люди, которые могут и хотят заниматься пчелами, надо им помочь. Буду говорить за свой город Костанай и область. Восемь лет назад мы бригадой из четырех человек решили приобрести семена, договориться с фермером, имеющим поля в поселке Осиновка, чтобы посеять медоносные культуры. Скинулись мы тогда по тысяче долларов. Посеяли, а они не взошли, даже семян потом не собрали. Кто тут поможет? Хотя цель была уйти от полей, которые обрабатываются химией.

Второй раз, в прошлом году, мы решили поставить пасеку в лесу, и засеять полянки медоносными растениями. Но лесники, как узнали, сказали нельзя, мы удивились, но потом поняли, что они продают сено с этих полян, конечно, мы им нужны. Вот так и живём.

Этой зимой я хотел открыть апицентр. У нас в городе стоит здание на центральной улице бесхозное. Мне за аренду сказали платить 300000 тенге, а там даже отопления нет. Вот была бы реальная помощь, если бы отдали это здание нам, пчеловодам, чтобы мы не скитались, а то, как собрание, так мы в кафе или просто в поле собираемся.

Вот если государство хочет нам помочь, пусть начнет с того, чтобы у пчеловодов был свой центр, где будут и цеха, и лаборатория, и торговый зал. Чтобы мы не бегали по всему городу и не уговаривали взять наш мёд на продажу за процент, чтобы мы могли делиться опытом и учить детей. Только тогда лёд тронется, и можно будет думать о сбыте как внутри страны, так и за рубежом. Без лаборатории сбыт за рубеж невозможен, а без сбыта не будет и пчеловодства.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.