Эту цифру первый заместитель акима Костанайской области Гауез НУРМУХАМБЕТОВ назвал «самой интересной» для сельхозпроизводителей. Оценка прозвучала на недавнем форуме Союза фермеров Казахстана, где слово дали представителю ассоциации страховых компаний, которые предлагают сельхозникам теперь страховаться добровольно. Обязательное страхование в отрасли больше не существует.
От дефицита влаги
Реакция на отмену почти любой обязаловки предсказуема: забыть, как страшный сон. Тем более в агросекторе, где много лет необходимость застраховаться была крепко связана с возможностью получить кредиты на посевную, уборочную. Многие поэтому страховали свои риски формально, для галочки, с небольшими выплатами. Соответственно, если серьезные риски, вроде засухи, сжирали урожай, возмещение потерь было либо смехотворным, либо никаким. Доказательство тому — прошлый год, когда аграрии Костанайской области для смягчения последствий засухи получали денежную поддержку от государства, а страховые выплаты серьезным возмещением ущерба так и не стали.
Елдос Ауезбеков объяснял, откуда взялись размеры страховых премий и почему их не надо бояться
Если бы уже действовала система добровольного страхования, утверждал на совещании в Костанае руководитель ассоциации агрострахования «Agroinsurance» Елдос АУЕЗБЕКОВ, то КХ и ТОО, которые в 13 районах посеяли зерновые и масличные на 2 млн 617 тыс. га, получили бы около 7 млрд тенге страховых выплат. Сами изначально должны были бы заплатить страховщикам 753 млн тенге. Например, в районе Беимбета Майлина страховая премия бы составила 89 млн тенге, а страховая выплата сельхозпроизводителям — около 1 млрд тенге.
При этом деньги полагались бы пострадавшим даже в том случае, если урожай не выгорел дотла, а кое-что удалось собрать. Это следствие того, что добровольное страхование, ключевые моменты которого разъяснял Ауезбеков, является индексным.
Без комиссий на полях
— То есть мы не смотрим на урожайность вообще. Когда речь идет о засухе, мы страхуем от нехватки влаги. Наш продукт так и называется «По индексу дефицита влаги в почве», — говорил выступавший.
Процесс определения индекса влаги в почвах проводит голландская компания VanderSat. Используя данные космического мониторинга, она оказывает такие услуги и аграриям Европы, отметил докладчик. Специалисты VanderSat обрабатывают данные, полученные с микроволновых радаров, установленных на спутниках.
Аграриев готовы страховать и от избытка влаги в почве, когда дожди мешают уборке. Технология определения индекса избыточности та же.
Что интересно, необходимость выплаты страховых сумм аграриям должна определяться автоматически, без комиссий, выезда их на поля, визуального определения зоны бедствия.
Сервис Agroinsurance располагается на платформе Qoldau.kz, что дает информационный доступ ко всему массиву оцифрованных полей, интегрирует сервис с базами данных нескольких госструктур, значимых для агросектора.
— Мы подготовительные работы, в том числе полевые, начали еще в 2017-2018 годах, благодаря этому в систему «забиты» данные по уровню влаги в почвах на ваших полях с 2002 года, — сообщил Елдос Ауезбеков предпринимателям, — каждый может войти в свой личный кабинет и убедиться, насколько эти данные соответствуют реалиям. Если система фиксирует, что индекс содержания влаги в почве снизился до критического, до уровня, когда наступает засуха, она автоматически направит вам уведомление и готовое заявление для получения страховой выплаты. Требуется его подписать и направить в страховую компанию. В течение 15 дней пройдет возмещение страховой выплаты.
Про деньги
Большая часть того, что говорил Ауезбеков, — в будущем времени. Несмотря на то, что закон о переходе к добровольному страхованию был подписан в конце октября прошлого года и на то, что страховщики уже некоторое время работают в пилотном режиме. Но пока не подписаны правила страхования и не утвержден порядок субсидирования, а это один из самых привлекательных моментов в новой системе для аграриев.
По словам Ауезбекова, подразумевается, что в 2020 году субсидированы будут 80% страховой премии, в последующие годы — 70%, 60%, и на 50% в 2023 году государственное участие остановится. То есть в этом году из условных 100 тенге, которые аграрий решит отдать страховой компании, 80 тенге заплатит государство. При этом обещают, что платить страховщику придется только эти 20 тенге, а не так как с другими субсидиями: заплати 100%, а потом жди возмещения суммой субсидий.
Что еще отличает новую систему? Конечно, размер премий страховых компаний. Они в разы больше тех, которые были при обязательном страховании и определялись очень низкими затратами на гектар — 3 700 тенге при возделывании зерновых. В индексном страховании — 30 000 тенге, что, безусловно, ближе к реальности.
— Мы даем возможность сельхозпроизводителям самим определить уровень затрат, но он не должен быть ниже 30 000 тенге для тех, кто возделывает зерновые, — отметил Ауезбеков.
Тариф по продукту «Страхование от дефицита влаги в почве» равен 4,8. Это означает, что при выплате 30 000 тенге и при наступлении страхового случая клиент получит в виде возмещения 48% от суммы премии — 14 400 тенге на гектар. А с учетом 80% субсидии, полученной от государства, ему придется заплатить страховой премии 288 тенге на гектар.
Сами страховщики еще предусмотрели бонус: если страховое событие не наступает, 12% от суммы премии клиенту возвращают.
Повторимся, все это пока в будущем времени.
По словам Ауезбекова, на уровне республики будет сформирован экспертный совет. Если он одобрит разработанные ассоциацией продукты, то они будут подлежать субсидированию.
На сегодня члены ассоциации предлагают страховать крестьян от дефицита влаги в почве, от избытка влаги в почве, а также страховать у животноводов крупный рогатый скот от болезней, несчастных случаев, пожаров.
Договор, он же полис
Участники совещания спрашивали, почему все-таки страховщики не учитывают урожайность.
— С самого начала нашей работы вставал этот вопрос, — ответил Ауезбеков, — мы объясняли, что индекс урожайности более сложный. Он зависит не только от погодных условий, но от того, как предприниматель ведет хозяйственную деятельность: вовремя ли посеял, внес ли удобрения, все эти моменты учесть сложно. Мы работаем над этим, но начинаем с простого. Индекс дефицита влаги учитывает только один погодный риск, который неминуемо влияет на урожайность.
Страховщики намерены расширять линейку своих услуг. Докладчик назвал еще три продукта, которые разрабатываются, в том числе «Страхование гражданско-правовой ответственности хлебоприемных предприятий».
Александр Бородин уточнял, можно ли будет страховые полисы закладывать в банках
— Вы будете выдавать страховые полисы? Их можно будет закладывать в банки? Все об этом говорят, но ничего точного. Будет ли привязка при получении кредитных ресурсов к обязанности быть застрахованным? — задал сразу несколько вопросов директор ТОО «Зуевка» Александр БОРОДИН, с которым «НГ» недавно делала интервью по страховой тематике.
Обязанности застраховать посевы, чтобы получить кредитные средства на весенние и осенние полевые работы нет, заверил докладчик. Полисом, по сути дела, является договор страхования. Он заключается в электронном виде, с ЭЦП. Но если его надо кому-то предъявить, то его просто распечатывают.
— Что касается предоставления такого договора в банк в качестве гарантии, то могу сказать лишь о том, что страхование способно повысить доверие к клиенту финансового института, — сказал Ауезбеков, — тем более что страховые компании сами перестрахованы. Перестраховочной компанией является, например, швейцарская Swiss Re, известная на мировом рынке, с высоким рейтингом. Наличие договора может расцениваться как вариант гарантии. Недавно мы участвовали в совещании с представителями НУХ «Казагро» и Аграрной кредитной корпорации. Они рассматривали вопрос о том, чтобы какая-то часть залогового обеспечения была представлена страховым полисом. Не 100%, конечно, залог все равно будет нужен.
Докладчик сообщил также, что у ассоциации заключено соглашение с Аграрной кредитной корпорацией. Решая вопрос о кредитовании, специалисты АКК в личном кабинете могут видеть, что клиент застраховал.
Фото Ксении РЕБИК
Источник: https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=706&storyid=25836