Сроки реализации аграрных научных проектов загнали казахстанских ученых в тупик, считает депутат сената Ахылбек Куришбаев.
«Одной из причин низкой эффективности аграрной науки, которую можно сказать, мы создали сами своими руками является ограниченность сроков реализации аграрных научных проектов и программ, составляющие не более трех лет. Такое для сельского хозяйства не применительно, научные изыскания в этой сфере не зависят от наших сроков бюджетного планирования, а связаны с особенностями погодных условий. Сорт или базовые технологии в сельском хозяйстве нигде в мире не создаются за три года. Поэтому, в советский период на научные исследования давали не менее пяти лет», – сказал Куришбаев на заседании сената в четверг.
При этом он отметил, что нереальные сроки препятствуют внедрению зарубежных технологий.
«Сейчас, мы не можем привлечь в наши научные проекты иностранных ученых из-за чего можно сказать «варимся в собственном соку» и не обеспечивается, должным образом, трансферт зарубежных технологий. Потому, что наши потенциальные партнеры, в отличие от нас понимают не реальность таких сроков для достижения серьезных научных результатов в сельском хозяйстве. Получается, мы сами загнали наших ученых-аграрников «в тупик». Это является одной из причин, почему они создают «сырые» научные разработки, невостребованные производством», – отметил сенатор.
Как напомнил Куришбаев, Казахстан занимает лишь 77 место в Глобальном инновационном индексе 2020 и при это отстает от России, Беларуси Армении, Монголии, Ямайки и Панамы.
«По данным нашей статистики, объем инновационной продукции в 2019 году в Казахстане составил всего лишь 1,6% от ВВП страны, по этому показателю мы отстаем от России в восемь раз, от технологически развитых стран в 20-30 раз», – подчеркнул он.
В качестве причин сенатор назвал недостаточное финансирование науки и нехватку квалифицированных кадров.
Источник: ИА “КазТАГ”