По предварительным прогнозам, в этом году с казахстанских полей будет собрано на 2 млн тонн меньше пшеницы, чем в прошлом.
Засушливое лето — повод для не самых оптимистичных прогнозов в растениеводстве. Аграрии уже сейчас понимают — урожай будет ниже чем в прошлом году. Но насколько критичен такой расклад и есть ли смысл закрывать границы для казахстанского зерна, чтобы сдерживать цены на хлеб? Ответы на эти вопросы озвучил председатель Союза полеводов Казахстана Виктор АСЛАНОВ.
По прогнозу Союза, в этом году аграрии соберут с полей около 9-9,5 млн тонн мягкой пшеницы. Год назад было больше 11 млн тонн. Конечно, засуха сильно потрепала фермеров, но паниковать рано, считает Виктор Асланов.
«Это не критический прогноз. В 2010 году, в период засухи, мы получали урожай и в 7 млн тонн. Хоть сокращение на 2 млн и звучит страшно, но это не те самые 7 млн. Хватит и на внутреннее потребление, и на экспорт немного. Особенно с учетом того, что у нас ожидается рекордный переходящий запас — на уровне 1,5 млн тонн», — отмечает председатель Союза полеводов Казахстана.
Тем временем, и на погоду всё ещё понадеяться можно. В аграрных регионах Казахстана на смену дикой жаре наконец пришли дожди, где-то больше, где-то меньше. Влага уж точно позитивно скажется на поздних посевах. Ранним всходам конечно досталось. Главные житницы Казахстана сегодня не в самом лучшем состоянии, это следует признать.
«Если смотреть территориально, то сильно пострадали от засухи юг Костанайской области, почти вся Акмолинская область, юг Северо-Казахстанской области. В зоне благополучия относительно остаются северные части регионов. В Восточно-Казахстанской области ситуация нормальная, дожди шли. Может быть чуть ситуация получше, чем у северных коллег, у аграриев Каранандинской области. На западе РК все знают — ситуация критическая. Пока опираемся на такую картину», — говорит Виктор Асланов.
При этом, на юге Костанайской области, несмотря на старания фермеров, внесение удобрений и применение новых технологий, уже три года подряд низкая урожайность. И это не 8-10 центнеров с гектара, как бывает в засушливые сезоны, а 2-3 центнера с гектара. Это уже повод вводить там режим ЧС. Но даже расширение масштабов засухи и неурожайности не подталкивает госорганы на этот шаг.
А бизнесу как-то нужно выживать. И единственный путь, считают в Союзе, обеспечить аграриям свободный рынок — раз не вводится режим ЧС и меры, которые поддержали бы полеводов в этот сложный период, то и мешать торговать собранным урожаем не нужно. Но сейчас на разных уровнях звучат предложения об ограничении экспорта казахстанского зерна.
«Примерно 30% фермеров не соберут нужный урожай, ещё примерно столько же будут на грани рентабельности производства. И если завтра этим 60% ограничить экспорт, то цены будут «плясать» от потребности казахстанских мукомолов, фуражиров, животноводов. Понятно, что оцениваться зерно будет заметно ниже. И все, кто недополучил урожай, недополучат и финансы. Это, конечно, может их попросту обанкротить», — уверен председатель Союза полеводов Казахстана.
А ведь ситуация с засухой в южных странах ещё сложнее. И спрос на казахстанское зерно, равно как и хорошая цена за него, скорее всего будут. И ограничения экспорта, считает спикер, предлагаются не для того, чтобы осталось в стране зерно, а для того, чтобы цены на него упали и тот же хлеб не дорожал. Так делать нельзя, уверен Виктор Асланов. Зерна в стране всегда хватало на всех, а создание преград для экспорта или искусственное регулирование стоимости продукции приводили только к деградации рынка.
«Если в Казахстане не ограничивают экспорт, не сдерживают искусственно цены, то у нас появляется более четкое виденье сегмента рынка, в том числе и по конечному продукту на полках. Сейчас нет ценовых ограничений на все виды хлеба. В свое время мы сбросили эту «удавку» по сдерживанию стоимости на продукцию, регламентируется только стоимость «кирпича». В связи с эти расширилась линейка. Свободный рынок даст возможность и дальше расширять эту линейку, каждый потребитель сможет выбирать хлеб себе по вкусу и по карману. Нужно понимать, что рост цен ежегодный, с засухой он не связан практически», — резюмирует председатель Союза полеводов.
Вмешательство государства в рыночные отношения может в конечном итоге ударить по здоровью населения. Зажатые в тиски фермеры, мукомолы и хлебопёки не будут стремиться к качеству, а лишь к количеству, чтобы сохранить хоть какую-то рентабельность бизнеса, уверен Виктор Асланов. И такие меры как ограничения экспорта зерна принесут с собой последствия даже более разрушительные, чем сама засуха.
Павел ПРИТОЛЮК