По информации портала Agroqogam.kz, на ТОО «Казах тулпары», расположенного в селе Заречное, в пригороде Костаная якобы выявлена инфекционная анемия (ИНАН) лошадей. Если это действительно ИНАН, то у предприятия большие проблемы – заболевший скот пойдёт на убой, при этом здесь должны будут объявить карантин на полгода. Однако, никто из официальных лиц эту информацию не подтвердил, а главный ветеринар области даже опроверг. Проблему пытаются «замолчать»?
О том, что на предприятии есть все подозрения на данную инфекцию, сообщил собственный источник – житель села Заречное, который живет неподалеку от конезавода и сам содержит несколько голов лошадей. Дело в том, что смертельная инфекция может передаться кровососущими насекомыми, которых просто невозможно контролировать. Тот же слепень может запросто перелететь через забор предприятия, и отправиться высасывать кровь, читай – заражать, животных уже вне завода. Также болезнь передается при использовании общих пастбищ, мест водопоя, через слюну или навоз.
Инфекционная анемия лошадей (ИНАН) — вирусная болезнь лошадей и других однокопытных животных (пони, мулы, ослы и ряд других). Во время болезни у животного могут наблюдаться такие симптомы, как лихорадка, угнетение, быстрая утомляемость, потливость, сердечная слабость, учащенное дыхание, явления геморрагического энтерита, дрожание мышц, паралич задних конечностей, также болезнь может протекать без видимых симптомов. В случае заболевания ИНАН животное остается пожизненным вирусоносителем или болезнь заканчивается гибелью животного. Инкубационный период болезни составляет от 7 дней до 3 месяцев. Возбудитель болезни (семейство Retroviridae, подсемейство Orthoretrovirinae, род Lentivirus) устойчив к физико-химическим воздействиям.
В моче и навозе возбудитель сохраняется до 2,5 месяцев, в контаминированных возбудителем кормах — до 9 месяцев. Возбудитель в естественных условиях распространяется кровососущими насекомыми.
Возможна передача возбудителя при гемотрансфузиях, прививках, а также алиментарно. Лечение ИНАН у животных не проводится, вакцины против ИНАН не создано. Больные животные подлежат убою. Для человека данное заболевание не опасно! (Источник: Управление ветеринарии Санкт_Петербурга).
Опасения местного жителя понятны, но без официального подтверждения или опровержения – это, по сути, всего лишь слухи. За разъяснениями мы обратились к руководителю Управления ветеринарии акимата Костанайской области Акату ШЕКТЫБАЕВУ. Полагая, что если кто и должен владеть информацией , то это главный ветврач области. Однако, по телефону он сообщил, что никаких ЧП на конезаводе нет, как и причин для беспокойства:
«Никаких проблем у нас на сегодняшний день нет. Там сейчас проводятся плановые ветеринарно-профилактические мероприятия. То, что было запланировано по Костанайскому району. Никакого карантина, никаких ограничительных мероприятий на «Казак Тулпары», на сегодняшний день не объявлялось. Потому что если какие-то ограничительные мероприятия, то инспекцией пишется представление на имя акима села и так далее… Таких мероприятий не проводилось. Я не знаю, откуда у вас такая информация?!», — вполне себе искренне недоумевал в разговоре Акат Балгужович.
Тем не менее, спартанское спокойствие чиновника нас ничуть не успокоило, а даже наоборот — насторожило, и на всякий случай мы решили связаться с другим человеком, который хоть и не работает на конезаводе, но по роду деятельности имеет к нему отношение. И тут наши опасения были подтверждены:
«Да, о проблеме я слышал. Подозрения есть на ИНАН. Люди разбираются. Меры предпринимаются определенные. Не думаю, что стоит вообще озвучивать эту тему. Я комментировать ничего не могу, и не буду – не моя компетенция. Звоните на сам завод», — сообщил авторитетный источник, который , несмотря на свой авторитет, просил не упоминать его имени в материале.
К сожалению, на самом заводе также были немногословны:
«Я комментировать не буду. У нас есть руководство – НАНОЦ, звоните туда, обращайтесь официально туда», — обрисовал дальнейший план наших действий директор конезавода Аппаз КЕМЕЛЕВ, с которым мы связались.
Насчет АО «Национального аграрного научно-образовательного центра» — мы, честно, попытались. Однако, представитель Департамента управления активами АО «НАНОЦ» Руслан ОРАЗБАЕВ отправил нас обратно к местным ветеринарам и к руководству конезавода:
«Я сейчас нахожусь в командировке, здесь связь пропадает местами. За комментариями вам лучше обратиться в местное управление ветеринарии области или на сам завод. Там есть руководство, они более компетентны отвечать по ситуации и могут рассказать подробнее. Я комментировать не могу, тем более я не научный сотрудник, я этим не занимаюсь», — сообщил Руслан Сагадатович.
В общем, круг замкнулся. И в этом месте нас «терзают смутные сомнения», так как нежелание ответственных лиц дать внятный комментарий, порождает ещё больше вопросов и домыслов.
Продолжим следить за развитием событий.