Согласно последним данным, вспышка птичьего гриппа зарегистрирована в семи регионах Казахстана – Акмолинской, Жамбылской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской и Туркестанской областях. Особенно сильно вирус бушует в СКО – только на одной местной птицефабрике пали более 180 тысяч кур.
В регионах наложили запрет на вывоз птицеводческой продукции, экстренно дезинфицируют территории, уничтожают тушки погибших животных и завозят вакцины. Из-за сложной обстановки казахстанцы начали беспокоиться о возможном росте цен, а производители – о сокращении спроса. Все проблемные вопросы корреспондент Azattyq Rýhy обсудил с президентом Союза птицеводов Казахстана Русланом Шариповым.
– Руслан Исмаилович, каковы причины появления птичьего гриппа? Откуда пришла к нам эта болезнь?
– Птичий грипп – острая вирусная болезнь, которая характеризуется поражением органов пищеварения, дыхания и высокой смертностью домашних и диких птиц различных видов. У больной домашней птицы можно наблюдать необычное поведение, нарушение в координации движений. У кур отмечаются опухание и посинение гребня и сережек.
Есть низкопатогенный и высокопатогенный грипп. Эта болезнь пришла к нам с дикой птицей во время перелета. Обычно вспышки птичьего гриппа возникают при перелете диких птиц. Они приземляются у казахстанских водоемов и там контактируют с местной домашней птицей. Так вирус передается. К этой инфекции восприимчивы многие виды птиц. Домашние пернатые – куры, индейки, гуси и утки быстро подхватывают этот вирус гриппа. Грипп появляется в основном в водоемах, куда садятся дикие птицы.
Скорее всего, болезнь пришла со стороны Китая. Первыми птицы заболели в России – это Челябинская, Волжская, Курганская области, а также Омская область, которая находится рядом с Северным Казахстаном. В Омской области есть крупная яичная фабрика – Иртышская. У них пало 1,5 миллиона кур-несушек, потом болезнь перешла к нам. Две птицефабрики на территории Казахстана мы не смогли спасти. На этих фабриках убили птиц, которые еще не пали от гриппа. Каждый день 10-15 тысяч голов падает. Сейчас птица улетит, морозы наступят, и, я думаю, все пройдет.
– Какова сейчас обстановка на наших птицефабриках?
– Болезнь очень быстро распространяется. Вирус, кстати, даже машина может привезти на колесах. Сейчас на птицефабриках идет дезинфекция. На Аркалыкской птицефабрике накануне тоже объявили о возможной вспышке гриппа. В лаборатории взяли анализы. У них подозрение на птичий грипп. Сейчас ветеринарные службы все дезинфицируют.
Вообще, течение болезни шло острое, только за несколько суток умерли десятки тысяч птиц. Птицефабрики стараются своими силами утилизировать. Копают ямы, сжигают, глиной покрывают, чтобы инфекция не распространялась дальше.
– Для вакцинации птиц выделили 873 тысячи доз казахстанских препаратов. Помогут ли вакцины остановить эпидемию?
– Вакцинировать надо было раньше, когда он только появился. Сейчас бесполезно лечить грипп или вакцинировать. Птицефабрикам это уже мало чем поможет, ведь многих кур они уже лишились. К тому же чаще всего птицу надо вакцинировать дважды. Иммунитет после препаратов формируется минимум в течение 28 дней. Потом надо сделать пробы и посмотреть, сформировался ли иммунитет. Если нет, то следует повторно вакцинировать.
– Опасен ли птичий грипп для человека?
– К счастью, высокопатогенного гриппа в Казахстане и России нет. Он был только в Китае, где 200 с лишним человек умерли. У нас штаммы болезни слабые. Сырое мясо мы ведь не едим. А в Китае, где едят сырое мясо, развилась высокопатогенная болезнь.
Люди действительно могут заразиться через вареное, жареное мясо птицы или яйцо. Но передача птичьего гриппа от человека к человеку пока не зарегистрирована ни в одной стране мира.
Но если куриное мясо, яйца сварить в воде, то все микробы, вирусы исчезнут. При нагревании до температуры 60–70 градусов вирус погибает за 2-5 минут, при температуре 40-60 градусов – в течение 30-50 минут. Во время приготовления надо убедиться в том, что птица полностью готова, то есть в ней нет розовых частей, а в яйцах нет жидкого желтка.
– Если мяса кур и яиц на рынке станет мало, взлетят ли цены?
– Цены вряд ли поднимутся. Все птицефабрики сейчас будут резать кур. Население же держит их для того, чтобы прокормиться, семью обеспечить. Я думаю, что цена не поднимется. Но если даже поднимется, то чуть-чуть. Цена вообще меняется несколько раз в год – это зависит от потребления. Летом спрос на кур и яйца меньше.
Если будут массовые вспышки, дефицит продукции частично восполнится поставками из Беларуси, США и других регионов России, где птичий грипп не распространяется.
– Помогает ли птицефабрикам Министерство сельского хозяйства?
– Минсельхоз помогает в каком плане: есть республиканский дезотряд, они занимаются дезинфекцией подворий местного населения, птицефабрик за счет государственных средств. Сейчас будут решать вопрос по оплате. За каждую павшую голову они будут платить деньги. Будут брать рыночную цену. Будут специальные комиссии в областях создаваться, которые будут решать эти вопросы.
Точные суммы потерь, которые понесли птицефабрики, еще предстоит подсчитать. Карантин ведь только ввели. Его снимут только через 21 день после регистрации последнего случая заражения.
– Благодарю за беседу.
В Казахстане сейчас работают около 60 птицефабрик, которые занимаются производством куриного, гусиного и утиного мяса и яйца. Помимо этого, в стране работают более 1 000 фермерских хозяйств. К тому же практически в каждом дворе в селах содержат по несколько голов птиц.
По данным Комитета по статистике, на 1 сентября в Казахстане было зарегистрировано 46,7 миллиона голов кур, что почти на 5% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Источник: Azattyq Rýhy